Многополярный вектор
БРИКС — новый центр политической и экономической силы. Десятки лидеров со всего мира в очередной раз продемонстрировали это в Казани. Беларусь стала страной — партнером этой организации: обязательную ступень перед полноценным вступлением в клуб наша страна прошла. Из 30 претендентов такой статус получили 10 государств, и Беларусь входит в их число. Эксперты уже оценили масштаб события и такие финансовые решения, как создание ряда платформ в поддержку национальных экономик, переход в расчетах к национальным валютам и т.д.Глобальные Юг и Восток уверенно идут в сторону многополярного мира. Африканские страны не так давно перестали быть колониями, а арабские государства за последние 30 лет значительно выросли как по уровню жизни, так и по потенциальным возможностям в целом. То же самое сделал Китай, однако считаться с такими изменениями на Западе не очень-то хотят. О том, что Глобальный Юг возник для развития, говорил и лидер КНР. Си Цзиньпин отметил, что БРИКС должно возглавить реформу глобальной системы экономического управления.
Факторы развития
Александр Лукашенко обозначил позицию Минска в объединении и те направления, где наша страна может сыграть весомую роль. Это безопасность, устойчивое развитие, борьба с голодом, бедностью, последствиями изменения климата, гуманитарная сфера. Беларуси есть что положить на круглый стол БРИКС, и Глава государства озвучил на саммите сильные стороны нашей страны. Он отметил, что важным фактором ее успешного развития являются сильные научные школы. Среди приоритетов — энергоэффективные технологии, наноматериалы и новые источники энергии, промышленные биотехнологии, медицина и IT-сфера. Беларусь сегодня обладает рядом компетенций в аэрокосмической области и готова вносить свой вклад в реализацию инициативы о создании глобальных спутниковых систем.Белорусский лидер оперирует категориями стратегического планирования и традиционно смотрит далеко вперед. Что делает Беларусь привлекательной для объединения? Прежде всего это Национальная биотехнологическая корпорация, которая позволяет нам занять свою нишу на формируемой зерновой бирже БРИКС. Во-вторых, это атомная электростанция, которая открывает для нас возможность работать в рамках платформы союза по ядерной энергетике. По мнению экспертов, мирный атом намного сложнее военного и требует гораздо больших усилий для реализации проектов. Несмотря на это, ближайшим шагом БРИКС может стать создание единой сетевой энергосистемы, которая будет развиваться с помощью ядерных технологий. Этого требует и шестой технологический уклад, который предусматривает увеличение производства электроэнергии как минимум вдвое. В таком вопросе вполне можно опираться на положительный опыт взаимодействия Беларуси и России, между которыми уже формируется объединенный рынок электроэнергии, и масштабировать его на уровне БРИКС.
Нам очень нужен мир
Искренняя и меткая фраза Президента Беларуси, сказанная в ходе встречи с Генсеком ООН Антониу Гутерришем в Казани, разлетелась по всем ведущим СМИ планеты. Ее смело можно называть лейтмотивом саммита. Приезд Гутерриша на форум много критиковали на Западе. Больше всех обиделся официальный Киев, но такова реальность: мировые политические акценты смещаются. Формируются новые правила игры, новые центры силы, новые стратегии и новые группы государств, которые сегодня выходят на мировую арену и заявляют о себе. И к этому голосу теперь прислушиваются. Антониу Гутерриш заявил, что необходимо укрепить и обновить механизм мира. Это включает в себя реформы, направленные на то, чтобы Совбез ООН отражал современную реальность, и БРИКС может сыграть очень важную роль в этом направлении. О том, что институты ООН следует адаптировать к реалиям нынешнего века, неоднократно высказывалась Беларусь, и Александр Лукашенко вновь заявил об этом на полях саммита в интервью «Известиям», которое стало одним из многих в череде бесед с журналистами из России, Китая и Великобритании. Наш Президент из тех, кто не упускает любую возможность договориться, в том числе на форуме БРИКС. На высшем уровне он встретился с лидерами Ирана, Вьетнама, Венесуэлы, Лаоса и Эфиопии. Так глобальная политика в умелых руках капитализируется в экономические дивиденды.Саммит в Казани — это возможность успеть за несколько дней то, на что в классической дипломатической работе уходят годы: предметные двусторонние встречи, конкретные договоренности. Как подчеркнул белорусский Президент, географическое положение нашей страны и ее опыт позволяют с уверенностью говорить о том, что Беларусь станет еще одним важным пазлом в складывающемся образе будущего этой влиятельной организации.В ТЕМУ
Юрий Ярмолинский, заместитель начальника управления внешней политики БИСИ, руководитель Центра исследований ШОС и БРИКС:
— Дилемма расширения и углубления является классической дилеммой традиционных региональных интеграционных форматов (например, ЕАЭС или ШОС). В то же время от успешного решения этой задачи будут зависеть дееспособность БРИКС и его дальнейшее глобальное позиционирование, способность координировать усилия и достигать консенсуса по широкой стратегической повестке. По мере усиления интереса региональных держав объединение все чаще будет сталкиваться с этой дилеммой и необходимостью поиска внутреннего баланса. Вероятно, выходом из этой ситуации может стать выработка системы унифицированных критериев для новых стран-членов и стран-партнеров, а также их вовлечение в отдельные треки (группы по интересам), постепенно и секторально втягивая в орбиту БРИКС, но не утяжеляя при этом ядро базовой конструкции. Для Беларуси, претендующей на место в семье БРИКС, важно поэтапно и последовательно нарабатывать соответствующий опыт и компетенции путем системного взаимодействия в различных форматах с зарубежными партнерами, но без иллюзий и завышенных ожиданий.
shamko@sb.by