Порт Тикси.
Несомненно, «золото-бриллианты» — до сих пор визитная карточка Республики Саха (Якутия). Желтого металла здесь в 2023 году добыли 50 тонн, серебра — 163, да еще и алмазов более 34 миллионов карат. Однако есть отрасли, в которых с Якутском потенциально работать гораздо выгоднее, чем в «драгоценной» сфере. Республика, например, в числе лидеров всей России по формированию инвестиционного потенциала, создает 23 процента совокупного объема валового регионального продукта Дальнего Востока и с 2019 года лидирует в Дальневосточном федеральном округе по объему ВРП. По росту промышленного производства Якутия занимает 8‑е место в Российской Федерации: в начале 2024 года промышленность региона выросла более чем на 8 процентов к прошлогоднему уровню. И «золото» возможных белорусско-якутских экономических проектов скрыто в тех отраслях, которые уже хорошо проверены сотрудничеством с россиянами.
Да, в моменте взаимный товарооборот между Минском и Якутском не кажется большим достижением, особенно на фоне результатов торговли с главными партнерами нашей страны в Российской Федерации. Однако для работы вдолгую, на средне- и долгосрочную перспективу Республика Саха выглядит исключительно многообещающе.
Полезный опыт
Один из главных стратегических проектов, влияющих на развитие не просто экономики края, но и Республики Саха в целом, — окончательное формирование Северного морского пути. Якутия видится одним из базовых пунктов на этом маршруте. На протяжении западной части Севморпути работает два глубоководных порта (Сабетта и Мурманск), а в восточной его части такие порты отсутствуют. Это не позволяет перерабатывать весь грузопоток на транспортном маршруте и обеспечивать обслуживание ледокольного флота. В Якутии есть один значительный порт — Тикси в море Лаптевых. Однако этого недостаточно, в связи с чем появилась идея строительства совершенно нового глубоководного морского терминала вблизи села Найба в Булунском районе, недалеко от дельты Лены.Фактически речь идет о формировании портовой агломерации Тикси — Найба, которая войдет в число опорных населенных пунктов арктической зоны России, обеспечивающих Севморпуть. В свою очередь, этот замысел открывает перспективы для формирования целого ряда инфраструктурных проектов в Якутии. Для Беларуси это также огромная возможность, и не только в сфере поставок при помощи контейнерных перевозок.
Строительство крупных объектов — та самая тема, где могут быть применимы белорусские специалисты, технологии и материалы. Экспорт строительных услуг в Российскую Федерацию в принципе одна из фишек белорусской экономики.А в части потенциала работы с Якутском открываются совершенно новые перспективы: только за 2023 год в республике введено в строй 57 объектов социального значения — школы, детские сады, медицинские учреждения. Опыт белорусов на аналогичных проектах в Воронежской, Калужской и ряде других областей России может быть вполне применим и на Дальнем Востоке.
С места в карьер
В 2023 году в Якутии добыто почти 35 миллионов тонн угля, что открывает значительные перспективы в сотрудничестве по теме поставок и обслуживания карьерной техники. Учитывая то, что западные компании — поставщики карьерных машин покинули территорию России, для БЕЛАЗа открывается отдельное окно возможностей. У компании, кстати, уже несколько лет в Якутске работает центр технической поддержки, в июле нынешнего года на ГОК «Игналинский» поставлены пять 90‑тонных самосвалов и тягач-буксировщик. Якутские угольщики реализуют амбициозную задачу по увеличению объемов добычи угля, что для машиностроителей из Жодино представляет новые перспективы для сотрудничества.В ходе Восточного экономического форума 2024 года глава Республики Саха Айсен Николаев и посол Беларуси в России Александр Рогожник обсуждали необходимость формирования в российском регионе мультибрендового сервисного центра белорусской техники.
Есть понимание, что, кроме карьерных самосвалов и тягачей, для Якутии будут полезны и машины аграрного профиля. Саха занимает третье место среди регионов Дальневосточного федерального округа по развитию сельского хозяйства.Собственно, в отношении к белорусскому Якутия не уникальна среди других регионов российского Дальнего Востока: техника любого профиля будет востребована, особенно в случае предоставления широкой номенклатуры машин и обеспечения бесперебойного их обслуживания.
korotkin@sb.by