Беларусь и Якутия обладают масштабным, но пока нереализованным потенциалом сотрудничества

Северный вектор

Если исходить из размеров российского региона, то в Якутии скрыт действительно самый солидный резерв для сотрудничества с Беларусью: Республика Саха — крупнейший по площади субъект федерации. Впрочем, в области промышленности, агропрома и социальной сферы перспективы взаимодействия с Якутском у Минска открываются также самые многообещающие.

Порт Тикси.

Несомненно, «золото-бриллианты» — до сих пор визитная карточка Республики Саха (Якутия). Желтого металла здесь в 2023 году добыли 50 тонн, серебра — 163, да еще и алмазов более 34 миллионов карат. Однако есть отрасли, в которых с Якутском потенциально работать гораздо выгоднее, чем в «драгоценной» сфере. Республика, например, в числе лидеров всей России по формированию инвестиционного потенциала, создает 23 процента совокупного объема валового регионального продукта Дальнего Востока и с 2019 года лидирует в Дальневосточном федеральном округе по объему ВРП. По росту промышленного производства Якутия занимает 8‑е место в Российской Федерации: в начале 2024 года промышленность региона выросла более чем на 8 процентов к прошлогоднему уровню. И «золото» возможных белорусско-якутских экономических проектов скрыто в тех отраслях, которые уже хорошо проверены сотрудничеством с россиянами.  
Да, в моменте взаимный товарооборот между Минском и Якутском не кажется большим достижением, особенно на фоне результатов торговли с главными партнерами нашей страны в Российской Федерации. Однако для работы вдолгую, на средне- и долгосрочную перспективу Республика Саха выглядит исключительно многообещающе.

Полезный опыт

Один из главных стратегических проектов, влияющих на развитие не просто экономики края, но и Республики Саха в целом, — окончательное формирование Северного морского пути. Якутия видится одним из базовых пунктов на этом маршруте. На протяжении западной части Севморпути работает два глубоководных порта (Сабетта и Мурманск), а в восточной его части такие порты отсутствуют. Это не позволяет перерабатывать весь грузопоток на транспортном маршруте и обеспечивать обслуживание ледокольного флота. В Якутии есть один значительный порт — Тикси в море Лаптевых. Однако этого недостаточно, в связи с чем появилась идея строительства совершенно нового глубоководного морского терминала вблизи села Найба в Булунском районе, недалеко от дельты Лены.

Фактически речь идет о формировании портовой агломерации Тикси — Найба, которая войдет в число опорных населенных пунктов арктической зоны России, обеспечивающих Севморпуть. В свою очередь, этот замысел открывает перспективы для формирования целого ряда инфраструктурных проектов в Якутии. Для Беларуси это также огромная возможность, и не только в сфере поставок при помощи контейнерных перевозок.  
Строительство крупных объектов — та самая тема, где могут быть применимы белорусские специалисты, технологии и материалы. Экспорт строительных услуг в Российскую Федерацию в принципе одна из фишек белорусской экономики.
А в части потенциала работы с Якутском открываются совершенно новые перспективы: только за 2023 год в республике введено в строй 57 объектов социального значения — школы, детские сады, медицинские учреждения. Опыт белорусов на аналогичных проектах в Воронежской, Калужской и ряде других областей России может быть вполне применим и на Дальнем Востоке.

С места в карьер

В 2023 году в Якутии добыто почти 35 миллионов тонн угля, что открывает значительные перспективы в сотрудничестве по теме поставок и обслуживания карьерной техники. Учитывая то, что западные компании — поставщики карьерных машин покинули территорию России, для БЕЛАЗа открывается отдельное окно возможностей. У компании, кстати, уже несколько лет в Якутске работает центр технической поддержки, в июле нынешнего года на ГОК «Игналинский» поставлены пять 90‑тонных самосвалов и тягач-буксировщик. Якутские угольщики реализуют амбициозную задачу по увеличению объемов добычи угля, что для машиностроителей из Жодино представляет новые перспективы для сотрудничества.

В ходе Восточного экономического форума 2024 года глава Республики Саха Айсен Николаев и посол Беларуси в России Александр Рогожник обсуждали необходимость формирования в российском регионе мультибрендового сервисного центра белорусской техники.  
Есть понимание, что, кроме карьерных самосвалов и тягачей, для Якутии будут полезны и машины аграрного профиля. Саха занимает третье место среди регионов Дальневосточного федерального округа по развитию сельского хозяйства. 
Собственно, в отношении к белорусскому Якутия не уникальна среди других регионов российского Дальнего Востока: техника любого профиля будет востребована, особенно в случае предоставления широкой номенклатуры машин и обеспечения бесперебойного их обслуживания.

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter