Как закалялся фарфор
Пережив некоторый спад в связи с пандемией коронавируса, сегодня предприятие работает на полную мощность. Убеждаемся в этом лично, оказавшись в печном цеху, в котором жарко в прямом и переносном смысле. Из заготовительного цеха сюда поступает масса из смеси каолина — это особая белая глина, кварцевого песка и других компонентов. Их полный состав и пропорции у производителей фарфора раскрывать не принято. Как говорится, секрет фирмы. И у каждой он свой.Будущая посуда формуется на станках, работающих по конвейерному принципу. Мелкие огрехи устраняются как вручную, так и механическим способом. Обретая нужную форму, изделия пока еще остаются хрупкими. Чтобы стать твердыми чашками и кружками, тарелками и блюдцами, салатниками и кофейниками, им предстоит закалка — два обжига в тоннельных печах. Затем сортировка, декорация, упаковка и отгрузка. Впереди у добрушского фарфора добрый путь на прилавки магазинов, на полки кухонь и шкафов покупателей.
В центре сюжета
Идею выпуска новой линейки изделий заводчанам подсказал Указ Президента № 1, которым нынешний год объявлен Годом народного единства.— Мы полностью поддерживаем тезис о том, что белорусский народ должен быть единым, — говорит генеральный директор ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» Александр Винокуров. — Выпуск новой линейки продукции — наш вклад в продвижение и популяризацию этой идеи.
Недавно здесь начали выпуск новой линии изделий, посвященной Году народного единства и государственному празднику, который 17 сентября Беларусь отметит впервые.
Воплощение замысла — результат коллективного творчества. Самый важный его этап происходит в стенах художественной лаборатории. Помимо прочего, здесь разрабатывают и утверждают рисунки. Коллегиально рассматриваются и обсуждаются разные варианты. По мере согласования делаются пробники, тестирование и запуск в работу. Творческие дебаты порой возникают. И это нормально. До битья посуды, шутят в лаборатории, никогда не доходило.
— В данном случае концепт замысла был очевиден, а идеи напрашивались сами собой, — рассказала начальник художественной лаборатории Алла Харибина. — Это уже узнаваемые изображения логотипа Года народного единства, сердечки с расцветкой национального флага, стилизованный лозунг «За Беларусь!». Поэтому утверждение рисунков и создание макетов прошло очень быстро, буквально за день.
Живописец Елена Калесникова.
Подспорьем стал опыт создания композиций военно-патриотической тематики. В центре таких сюжетов — культовые объекты и события. К примеру, Брестская крепость-герой и монументы на ее территории, легендарный снимок водружения Знамени Победы над фашистским Рейхстагом. Те самые символы, которые знает и помнит весь мир.
Новый белорусский сувенир
В небольшом магазинчике возле проходной предприятия оживленно. Продавцам скучать не приходится. Самые частые покупатели здесь — те, кто едет в Россию, до которой от Добруша подать рукой.— Больше всего из новой линии покупают чайные пары — чашки и блюдца с цветами флага, — отмечает заведующая магазином Алеся Устинова. — Это предметы, которыми люди пользуются каждый день. А те, кто собирает декоративные тарелки для пополнения коллекций, охотно покупают и наши. Особенно хорошо шли продажи во время выездной торговли — на праздновании Дня Независимости в Гомеле и фестивале «Вытокi» в Мозыре.
Продавец Виктория Сотская.
Наравне с куклами из льна, вышиванкой и рушниками с орнаментом фарфор становится традиционным сувениром из Беларуси. Закономерно популярностью пользуются рисунки с исконно местными мотивами. Летящий над полями аист, величественный царь пущи — зубр, здание Национальной библиотеки, гербы и знаковые изображения городов страны.
Первая тысяча изделий с символикой Года народного единства разошлась моментально. Сейчас готовится выпуск второй партии. Заказы есть. Их объем подтверждает: сделанное в Беларуси пользуется спросом. И в стране, и за ее пределами.
Иван Галаганов проверяет качество продукции.
КСТАТИ
В прошлом году во время рабочей поездки Добрушский фарфоровый завод посетил Александр Лукашенко. Глава государства дал позитивную оценку и выразил мнение о необходимости поддерживать предприятие. Прежде всего для того, чтобы не потерять рынок. В свою очередь заводчане преподнесли Президенту подарок — чайный сервиз и вазу.
БЫТЬ НА ПЛАВУ
С 2007-го на предприятии поэтапно проводится масштабная модернизация. Внедрение современного оборудования позволило улучшить качество продукции, ее эстетический вид, расширить ассортимент. При этом существенно сократились затраты энергоресурсов, что позволяет формировать конкурентную и привлекательную для покупателя цену. Объем производства превышает 20 миллионов изделий в год. При этом более 80 процентов продукции реализуется на экспорт: в Россию, Украину, Казахстан и другие страны.
prolesk@sb.by