Члены Совета Республики Национального собрания седьмого созыва на заседании десятой сессии поддержали проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который направлен на урегулирование правоотношений в области охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов.
Законопроект уточняет ряд терминов, актуализирует принципы и направления государственной политики в области охраны окружающей среды. Для устойчивого функционирования экологических систем дополнительно вводится принцип экосистемного подхода, который позволит комплексно обеспечивать решение вопросов охраны окружающей среды. Документ также корректирует нормативы в области охраны окружающей среды. Для особо охраняемых природных территорий вводится такой вид нормативов, как «нормативы допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории» и расширяет компетенцию Президента Республики Беларусь в части принятия решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков. Законопроект также определяет случаи, когда субъекты хозяйствования обязаны (вправе) получать комплексные природоохранные разрешения, а также перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, и закрепляет направления развития зеленой экономики и реализации экологической политики в контексте устойчивого развития. Новация также в установлении обязанности для субъектов хозяйствования по сокращению объемов выбросов парниковых газов, предлагаются подходы по учету выбросов парниковых газов и их абсорбции и корректировке нормы о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также относительно порядка восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Сенаторы также поддержали проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Он вводит новые термины и их определения: «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «специфические загрязняющие вещества», уточняет полномочия Совета Министров в части обеспечения разработки, реализации государственных программ в данной сфере и их утверждения. Документ закрепляет полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на установление требований к эксплуатации газоочистных установок, ведению учета в области охраны атмосферного воздуха и уточняет требования, при соблюдении которых возможен ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду», который также был сегодня одобрен сенаторами, вносит изменения в Водный кодекс и Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Согласно его положениям объекты оборонной, военной инфраструктуры, объекты инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь, объекты, на которых выполняются неотложные работы, а также объекты мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров, исключаются из объектов, для которых требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы.
Законопроект содержит и иные новации. В частности:
термин «планируемая хозяйственная и иная деятельность» дополняется такими видами строительной деятельности, как модернизация, техническая модернизация, снос объектов, а также в определении термина уточняется воздействие на окружающую среду;
разработчиками документации признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку документации и (или) проведение стратегической экологической оценки и (или) оценки воздействия на окружающую среду;
закрепляется полномочие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на подготовку специалистов по проведению государственной экологической экспертизы;
актуализируется перечень объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке;
исключаются из объектов стратегической экологической оценки градостроительные проекты общего планирования, а из объектов государственной экологической экспертизы – схемы землеустройства районов и проекты внутрихозяйственного землеустройства, а также предпроектная и проектная документация на застройку территории садоводческих товариществ;
устанавливаются единые требования в отношении проведения государственной экологической экспертизы для санаторно-курортных и оздоровительных организаций, являющихся приоритетными объектами для размещения на территории курортов и зон отдыха.