По какой причине в Семежево жилищный бум и кто такие «сельские» и коренные

Семежево притягивает и... не отпускает

Их тринадцать, пять девчонок и восемь мальчишек, у них впереди события, которые и запомнятся на всю жизнь, и саму эту жизнь определят. Они выпускники Семежевской средней школы имени их знаменитого земляка М. С. Высоцкого, расположенной в Копыльском районе. С ребятами беседую за несколько дней до их последнего звонка и за пару недель до выпускного, прошу поделиться планами на взрослую жизнь. Они охотно соглашаются.

Выпускники Семежевской СШ.

— Планирую поступать в духовную семинарию. Буду учиться руководить хором, изучать православные песнопения, если откроется специальность, попробую себя в росписи икон.

Это Саша Брагина. Зная, что ее отец — священник, понимаешь, чем обусловлен такой необычный выбор.

— Привлекает экономическая специальность «банковское дело».


Это Яна Пилат, и она пока еще не определилась, в какой вуз подаст документы.

— Мой выбор, и я его сделала давно, — Академия управления при Президенте.

Это Полина Боланович, которая уверена, что нужные и немалые баллы наберет.

 Такую же уверенность излучают их одноклассники Саша Ленько, Никита Кононович, Иван Лобко и другие — все тринадцать нацелены на вузы. Я не подвергаю это сомнению в присутствии ребят, но позже у директора школы Елены Сенюк спрашиваю, поступят ли.

Директор ГУО «Семежевская средняя школа имени М. С. Высоцкого» Елена Сенюк.

— Конечно, и большинство на бюджет, на платной основе будет учиться от силы два человека, — говорит с уверенностью Елена Викторовна и, видя некоторое мое недоумение, поясняет: — Сами ребята мотивированы на учебу, а стаж наших педагогов исчисляется десятилетиями. И, поверьте, свое дело они знают.

Правда, тут же от моих восторгов по поводу того, что через несколько лет Семежево пополнится добрым десятком молодых специалистов, которые вернутся в родной агрогородок, Елена Викторовна камня на камне не оставляет — не вернутся. Нет здесь, оказывается, такой традиции у ребят, получающих высшее, да и случаев, чтобы кто-то взял целевое, не припомнить. Остаются в подавляющем большинстве выпускники колледжей и лицеев, которые получили профессии слесарей, механизаторов.

Молодые специалисты — бухгалтеры Юлия Пашковская и Екатерина Достанко.

  Это, честно говоря, удивляет. Если Семежево каждый год теряет десятки молодых людей в самом перспективном с демографической точки зрения возрасте, если смертность здесь, как и везде, увы, выше рождаемости, то не встанет ли вдруг вопрос о самом существовании поселения, которому, на минуточку, уже более 400 лет?

Виктория Кунаш-Литвина, председатель Семежевского сельисполкома, мои опасения развеивает, приведя всего две цифры. Если в 2005 году, когда Семежево получил статус агрогородка, в нем было примерно 1080 жителей, то сейчас 1003. Разница, согласитесь, небольшая, но что же тогда позволяет сжимать демографические ножницы?


— «Сельские», — как-то загадочно отвечает председатель и, дабы картину представить во всей ее полноте, просит помощь друга.

К нашему разговору присоединяется Владимир Выскварко. Он окончил здесь школу, долгие годы был ее директором, сейчас председатель ветеранской организации ОАО, считай, коренной семежевец.

Председатель семежевского исполнительного комитета Виктория Кунаш-Литвина и председатель первичной ветеранской организации ОАО «Семежево» Владимир Выскварко.

— Нет, я «сельский», — решительно перечит Владимир Павлович. — А если по-простому — «навалач». И неважно, сколько здесь живу: семежевцем может быть только его уроженец, а мы с Викторией Николаевной из близлежащих деревень. А потому «сельские».

Оказывается, к немалому моему удивлению, в Семежево существовал неписаный свод правил и норм поведения, исполнение которых ревностно отслеживалось, а неисполнение порицалось. Итак, семежевцем мог считаться только тот, кто здесь родился, жители же близлежащих деревень — это «сельские». Семежевец мог жениться только на семежевке («разумная Валька дзеўка, але дурная, за «сельскага» пайшла»). Если семежевец рубил дом, то только в немецкий, чистый угол. Если вдруг, паче чаяния, какая-нибудь девушка должным поведением не отличалась, то за семежевца ей замуж было не выйти. И если семежевец замечен в пьянстве и других пороках, ни одна порядочная семежевка в его сторону не смотрела. А если после школы семежевец не поступал в вуз, это была трагедия. Ну и, конечно, самые престижные в те времена должности — председателя колхоза и киномеханика — могли занимать только представители «титульной нации».

Это, согласитесь, необычно и очень интересно. Но все в прошлом. И не потому, что люди стали хуже. Просто традиционный, патриархальный уклад сельской жизни не смог существовать в условиях, когда, например, стало создаваться крупнотоварное аграрное производство, потребовавшее множество самых разных специалистов, которых одна конкретная деревня не могла обеспечить. Аналогичная ситуация со школами, больницами и другими организациями и учреждениями. Вот и получается, что коренные семежевцы после вузов распределились в другие места, пустили там корни, а в самом Семежево рулят «сельские».

Главный бухгалтер Галина Караженец.

— В свое время ходила такая поговорка: мол, придет время, когда «семежавец з семежаўцам сустрэнуцца i цалавацца стануць». Время это пришло, но жизнь-то продолжается. Семежево не хуже — лучше становится. Ну а мы, «сельские», и это я по себе сужу, какой-то ген «семежевскости», наверное, со здешним воздухом впитываем и врастаем корнями в эту землю, — говорит Владимир Павлович.

Собственно, притягательным местом для жизни Семежево было всегда. Так повелось, что здешние сельхозпредприятия были крепкими, а потому строили много жилья для работников. Дом культуры, известный своими «Колядными царями» далеко за пределами страны, школа, участковая больница с аптекой и десятком терапевтических коек, банк, центральный водопровод и природный газ, четыре магазина — все это здесь уже было. Больших финансовых инъекций после обретения деревней статуса агрогородка не понадобилось. Разве что на снос аварийного ФОКа, ввод в строй станции обезжелезивания воды и асфальтирование улиц, которых здесь аж 17. И если так, то почему бы не жить именно здесь?

Заведующий магазином Светлана Кондратович.
 
Подтверждение этой мысли не составило труда найти. Туровчанин Николай Кулик с женой Светланой, уроженкой Хойников, учились в Горецкой академии, сюда с маленькой дочкой на руках приехали в 1991‑м. Через полгода получили дом, обустроили его и о своем выборе ни разу не пожалели. Дочки Татьяна и Алена выросли, окончили медуниверситет, внучка Василиса — самая большая радость для дедушки и бабушки. Светлана Николаевна заведует складом, Николай Михайлович — отделом растениеводства в ОАО «Семежево». Это авторитетнейшие специалисты и уважаемые люди, потому что живут по-семежевски — в гармонии с собой, соседями и миром.

Настя Щетко ходила в третий класс, когда ее родители снялись из деревни Лунинецкого района, потерявшей всякую перспективу жизни, и в 2002 году переехали в Семежево. Получили от хозяйства жилье, а позже его выкупили. Тогдашняя девочка Настя окончила школу, выучилась, вышла замуж за хорошего парня Павла. Воспитали с супругом Андрейку и Аленку. Сегодня Анастасия Александровна Кунгурова — заместитель директора ОАО, человек уважаемый. Как и ее мама Нина Антоновна, животновод, брат Петр, тракторист-машинист, его жена Ирина, оператор машинного доения.

Заместитель директора по идеологической работе ОАО «Семежево» Анастасия Кунгурова.

Оля Яцына приехала учиться на бухгалтера в Марьиногорский колледж из докшицкой Крулевщизны. Будущий агроном Женя Игнатчик — из копыльской Красной Дубравы. Молодые люди встретились, влюбились, поженились и распределились в «Семежево». Сейчас у них двухуровневая квартира на сто квадратов со всеми удобствами, радуют дочки Аленка и Настя. У Ольги и Жени свой круг общения с такими же, как они, молодыми специалистами, все хорошо с работой и зарплатой. Будет, вероятнее всего, еще лучше: супруги заочно учатся в БГАТУ, что, согласитесь, открывает перспективы для карьерного роста.

Евгений и Ольга Игнатчик с дочками Аленой (старшая) и Анастасией (младшая).
 
А за этот самый карьерный рост и благополучие четы Игнатчиков и по большому счету нормальную жизнь всего Семежево в ответе Юрий Тарасевич, директор ОАО «Семежево». Его задача, как агроменеджера, произвести и реализовать столько продукции, чтобы выручки за нее хватило на выполнение всех обязательств перед страной, обеспечение расширенного воспроизводства, достойную зарплату тем, кто эту продукцию производит. И хотя в должности Юрий Чеславович чуть меньше двух лет, но некоторые достигнутые итоги хозяйствования впечатляют. В прошлом году, например, «выстрелила» сахарная свекла — по 780 центнеров с гектара, которых было 600, и выручка в пять миллионов рублей. Зерновые — 47, рапс — 48 центнеров с гектара. Если о молоке, то 7400 килограммов от коровы за год. В 2024‑м должно быть больше: активно заполняется поголовьем новый технологичный молочно-товарный комплекс — это и новое качество рабочего места, и новый уровень оплаты труда. Сейчас она в среднем по хозяйству 1700 рублей. Ключевое слово здесь «в среднем»: механизаторы, которые заготавливают корма, получают до и от двухсот рублей в день. Доярки, строго выполняющие техрегламент и обеспечивающие качество молока, тоже не обижены.

Правда, директор, прагматик до мозга костей, идиллические картинки, на которых сплошь лепота и благодать, не рисует. Прямо говорит, что иногда в цепочке «хорошая машина — хороший урожай — хорошая зарплата» слабым звеном может быть человеческий фактор. Нет, об откровенном, скажем так, разгильдяйстве, например пьянстве, речи не идет, но Юрий Тарасевич иногда затрудняется ответить на вопрос, почему человека, имеющего возможность заработать, нужно заставлять это делать.

Директор ОАО «Семежево» Юрий Тарасевич.
 
С тем, что такие несознательные элементы, которым и «так добра», в наличии имеются, Виктория Кунаш-Литвина не спорит, но говорит, что народ здесь очень работящий:

— ОАО, остальные наши учреждения и организации могут предоставить от силы 350 рабочих мест. Трудоспособных в агрогородке около 500, безработных по всему сельсовету 21. То есть люди не ждут, когда работа придет к ним, а идут или едут за ней. Потому что хотят жить хорошо. И именно в Семежево. У нас, можно сказать, жилищный бум: выставленные на продажу дома уходят влет. За жилье, которое хозяйство покупает для своих работников, просят от 4 до 6 тысяч долларов, частникам обойдется дороже. Совсем недавно зарегистрирована покупка стоимостью 20 тысяч долларов. Я иногда даже с продавцами ругаюсь: мол, цену ломят, а дом бесхозный ее тем временем теряет, — рассказывает Виктория Николаевна.

Кстати, накануне встречи с нами она как раз жилищными делами занималась: в Семежево 52 пустующих дома, местной власти нужно сначала разрешить все юридические вопросы, разобраться с собственниками, наследниками и прочими, а потом уже определиться, что пойдет под снос, а что можно предлагать к продаже за одну базовую. Председатель говорит, что таких большая половина и со временем это жилье вновь станет обитаемым.

Старшая медсестра Ирина Ленько и медрегистратор Анна Семашко.
 
Еще один очень радующий момент, которым не каждый агрогородок может похвастаться, — в Семежево активно строится жилье. Возведено четыре индивидуальных дома, в процессе столько же. И, скажу я вам, впечатление они производят.

С Ниной Рожко, хозяйкой одного из них, мы беседуем на просторной веранде со стеклами в пол. Слушая женщину, понимаю, почему так дорог ей этот дом. В свое время ее мама с пятерыми детьми на руках переехала в Копыльский район после аварии на ЧАЭС. Вскоре умерла, и все заботы о меньших легли на старшую сестру Галину. Нине тоже с ранних лет пришлось жить со своей копейки. Выучилась на продавца, работала в Минске. Был у нее хороший парень Дима, поженились. Задались вопросом: а что им светит в Минске? Пришли к выводу, что ничего, и вернулись в Семежево. Нина, чтобы получить жилье, пошла дояркой на ферму, потом освоила профессию техника-осеменатора, Дима сел за руль трактора. Сейчас у них есть Диана, Владислав и Арсений и новенький, с иголочки, дом на сто с лишним квадратов, участок в 25 соток. Платить за него нужно по 144 рубля ежемесячно на протяжении 20 лет, что при их совокупном заработке вовсе не обременительно. У Нины и Димы кредит как у многодетной семьи, льготный. Будет погашен автоматически, если родится четвертый ребенок, что, учитывая возраст ребят, очень даже вероятно.

Многодетная мама Нина Рожко.
 
А теперь внимание: все эти восемь домов, которые уже заселены и еще в работе, строят именно многодетные семьи. Почему акцентирую на этом внимание? Потому что в последние годы наблюдаю тенденцию, которая развитию сельских территорий не очень способствует. Дело в том, что многодетные семьи почему-то часто строят себе жилье в райцентрах, из деревень и агрогородков уезжают. Да, право на это они имеют, только всегда ли оно реализовано с умом? Не секрет, что с рабочими местами в небольших городах типа Копыля и больших типа Слуцка туго. Да и как там будет востребована, скажем, оператор машинного доения или животновод? Плюс дети, которые оторваны от привычной им среды и круга общения. Это серьезно: с осторожностью, но можно говорить о приметах некоторой маргинализации ранее успешных и трудолюбивых людей.
А в Семежево многодетных семей 19, и никуда отсюда они ехать не собираются. Кто-то, как Нина и Дима, берут льготный кредит и строят дом. Кто-то, как многодетные мамы Алеся Пантелейко, Инна Лагута, Вероника Пантелейко и другие, за материнский капитал выкупают дома, проводят их реконструкцию и так далее. Короче, если есть сегодня в агрогородке новостройки, притягивающие взгляд, то это в подавляющем большинстве жилье многодетных семей.

 Хотелось бы сказать, что в них растет будущее агрогородка, но, принимая в расчет услышанное в школе, от излишней восторженности воздержусь. Жизнь есть жизнь, каждый ищет в ней место получше. Важно, что Семежево в этом самом списке лучших и перспективных для жизни есть, а уж кто сюда приедет, не столь важно. Тем более все они в итоге станут семежевцами.

kuchko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter