Как сдать централизованный экзамен на отлично, наверняка знает эта четверка. В прошлом году их фамилии гремели по стране и были в центре новостных пабликов. Они вошли в число рекордсменов вступительной кампании: набрали сто баллов по всем ЦЭ и ЦТ. Теперь студентки учатся в белорусских вузах. Но объединяет девушек не только острый ум. Жизнь пишет сценарии куда интереснее: все они, представьте, из Лиды. Мы не только организовали встречу талантливой молодежи, но и поговорили с их учителями.
Беседа получилась необычной — не все девушки были знакомы друг с другом. Зато Ангелине Лошко и Ксении Саботковской точно было что вспомнить: они одноклассницы, выпускницы лидской гимназии № 1.
В прошлом учебном году это учреждение образования удивило не только весь район. Учащиеся устроили буквально фейерверк из стобалльных результатов — 17 сертификатов по ЦЭ и ЦТ. Впечатляет!
Только педагог русского языка и литературы Елена Силицкая подготовила шесть гимназистов, которые вернулись с рекордными баллами по предмету. Она уверяет, что никаких секретов нет, но есть борьба за мотивацию школьника. Учитель берет детей с пятого класса и ведет до одиннадцатого, чтобы был максимальный результат:
— Я строгая: стараюсь контролировать практически на каждом уроке, как ребенок усвоил информацию. В журнале оказываются и плохие, и хорошие отметки. В 10‑м и 11‑м классе считаю нужным беречь психологическое состояние детей. Придерживаюсь классических форм обучения, при этом каждую тему подкрепляю информационными слайдами, которые два года самостоятельно разрабатывала, а сейчас периодически обновляю. Звучит нескромно, но мои ученики знают алгоритм решения заданий. Не зря у 46 человек, которые сдавали русский, средний балл — 91.
Заместитель директора гимназии Алла Ровбуть уверена, что высокие показатели не магия, а закономерный результат участия в образовательном эксперименте. Уже четыре года это учреждение живет по новым правилам. Учебные программы и планы скорректированы таким образом, чтобы в 10‑м и 11‑м классе учащиеся делали упор на трех предметах, которые им необходимы при поступлении. Обучение идет на повышенном уровне.
Нагрузка на ученика перед поступлением максимально снижается. Изучение большинства предметов — внимание! — заканчивается в 10‑м классе, отметки потом идут в аттестат за курс средней школы. Опыт необычный, зато какой эффектный результат!
Но Алла Ровбуть предупреждает, что при таком сценарии важна сильная педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьника:
— Я говорю о системе допрофильной подготовки на второй ступени. В девятом классе каждый наш учащийся посещает факультатив «Профессия моей мечты» и проходит ряд диагностических тестов, которые анализирует психолог. По их результатам мы по пунктам можем рекомендовать, какие дисциплины ребенку лучше выбрать для изучения. Следующий шаг — помогаем определиться со специальностью. В гимназии создано «ПрофКафе» — только здесь не кофе навынос, а идеи для профессиональной реализации.
А это значит, что Ангелина Лошко осознанно поступала в БГУ на факультет журналистики, как и Ксения Саботковская — в МГЛУ на переводческий факультет. У их землячки Полины Дычек, выпускницы средней школы № 16 города Лиды, кстати, тоже не было сомнений, куда податься, — только в медицинский! О белом халате мечтала с детского сада. Полина с улыбкой замечает, что не может подсказать волшебную пилюлю для успешной сдачи тестов, в помощь только труд и грамотное распределение времени: «Но ночью и утром перед испытанием лучше не учить. На экзаменах важно сосредоточиться».
О правильном тайм-менеджменте упоминали все девушки. Четкое планирование — залог успеха. А они знают, о чем говорят. За вступительную кампанию лидчанки набрали по 400 баллов из 400 возможных. До заветной четвертой сотни не хватило всего ничего только выпускнице средней школы № 8 Ольге Никонович. Средний балл аттестата Ангелины, Ксении, Полины — 10,0, Ольги — 9,8. Сейчас Ольга учится на факультете международных отношений БГУ. Интересно, что основательно готовиться к ЦТ по обществоведению она начала в год поступления. Ежедневные занятия и помощь педагога сделали свое дело. Кстати, чтобы разработать авторскую методику подготовки к тестированию, Татьяна Сурконт, учитель истории и обществоведения СШ № 8, корпела над пособиями не меньше своих учеников:
— Общеизвестно, что задания ЦЭ и ЦТ полностью соответствуют школьной программе. При составлении тестов для проверки, без преувеличения, анализировала каждый абзац учебника. Ни одной детали стремилась не упустить. Как построена работа? Ученики, которые планируют сдавать предмет, в процессе учебы получают конспект по всем параграфам. Дополнительно для закрепления материала постоянно решаем тесты, составленные мною. На факультативах у нас есть практика круговой поруки: создана группа в мессенджере, где раз в неделю публикую один обобщающий тест по разделам — от 200 до 400 вопросов. Следующий ребята получают только в случае, если каждый выполнит его без ошибок.