Президенты стран СНГ провели вторую очную встречу за два месяца

Саммит новой реальности

Главы стран, входящих в Содружество Независимых Государств, неформально пообщались в Санкт-Петербурге, после того как в октябре провели официальный саммит организации в Бишкеке. Казалось бы, срочного повода для новой встречи в рамках СНГ за два с небольшим месяца не возникло. И тем не менее в политике все имеет свой вес и свое значение.

Фото БЕЛТА

Нет повода не собраться

Во-первых, президенты совершенно очевидно должны были формализовать (пусть и в неофициальном формате) договоренности, достигнутые накануне в Москве премьерами стран Содружества, и сверить позиции по вопросам, поставленным в рамках юбилейного, также декабрьского, сотого заседания Экономического совета СНГ. На этих заседаниях главы правительств обсудили ряд аспектов гуманитарного взаимодействия в Содружестве, подписав совместное заявление о его перспективах. А в рамках экономического взаимодействия в Содружестве подготовлен документ, регулирующий вопросы функционирования транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток».

Во-вторых,  
состоявшийся днем ранее саммит Евразийского экономического союза выступил в роли своего рода центра притяжения для глав государств постсоветского пространства. ЕАЭС как наиболее «продвинутое» образование на территории бывшего СССР после Союзного государства задает тон в сопряжении экономических потенциалов стран целого региона.  
Так что для лидеров Средней Азии и Закавказья пусть кулуарный, но обмен информацией по теме экономического интегрирования, безусловно, небесполезен, и проецирование на пространство СНГ евразийских экономических договоренностей становится реальностью.

В-третьих, вряд ли президенты обошли вниманием вопрос детализации сотрудничества в рамках иных международных организаций. Учитывая явно возросший в 2023 году авторитет БРИКС и ШОС, повестка взаимодействия в рамках этих структур просто неисчерпаема. 

Не прятать голову в песок

Впрочем, сегодня впереди всех означенных выше локальных вопросов котируется тема глобальной безопасности. 
По подсчетам экспертов, в 2023‑м в мире произошло 183 региональных конфликта, это самый высокий показатель за три десятилетия. И год еще не закончился… 
Политическая температура на планете неуклонно повышается. Постсоветское пространство находится в одной из наиболее турбулентных зон, и это уже без слова «потенциально». Азербайджано-армянский пограничный конфликт, ситуация в Карабахе, беспорядки в аэропорту Махачкалы, СВО России в Украине, протесты в Молдове, серия уличных протестов в Грузии — все это в зоне ответственности СНГ и у его границ. И все это только 2023 год. Несомненно, Александр Лукашенко имел полное право говорить на бишкекской встрече президентов о необходимости сплочения Содружества для обеспечения безопасности:
— Иначе нас просто порвут на части. И пострадают прежде всего простые люди — народы наших стран. Поэтому мы — главы государств — должны выполнять волю своих избирателей. И в принципе сегодня время критичнее оценить ситуацию в нашем Содружестве. Нам не следует прятать голову в песок. Мы же видим, что все застарелые конфликты, которые нам подбросили в свое время, неизбежно выходят наружу с очень печальными последствиями.
Печальная ирония: петербургская встреча президентов проходила на фоне подавления попытки очередной «цветной революции», на этот раз в Белграде. Это такая новая реальность современного мира: политическая турбулентность как состояние полубезумной нормальности.
— Военно-политическая обстановка вокруг нашего Содружества все более обостряется, и она будет обостряться. И нам надо понимать, что крупные игроки вокруг нас — России, Беларуси, центральноазиатских государств — будут потихоньку пытаться нас растащить… Мы видим нарастающую милитаризацию стран блока НАТО и беспрецедентную концентрацию войск вблизи нашей с вами общей территории, разжигание религиозных, вооруженных конфликтов, 
— отмечал Александр Лукашенко еще в июне на встрече с руководителями органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (СОРБ) в Минске.

Экосистема общности интересов

Может ли СНГ противопоставить что-то экспорту кризисов извне и возникновению проблем внутри? В общем-то, рецепт известен: экономика, экономика и еще раз экономика. Создание рабочих мест, рост доходов и снятие социальной напряженности.  
За последние годы взаимный товарооборот стран СНГ вырос практически на треть. Да и, казалось бы, парадоксальный тезис о том, что кризис по линии «Союзное государство — коллективный Запад» придал дополнительный импульс развитию контактов в Содружестве, оказывается в итоге не таким уж и парадоксальным. 
В 2023‑м страны СНГ подписали и ратифицировали соглашение о свободной торговле услугами — дополнение к уже работающей зоне свободной торговли товарами. И это также даст свои плоды. В 2024 году государства организации уделят дополнительное внимание гуманитарным контактам, транспортно-логистической связности. Не стоит забывать о семи десятках отраслевых советов, которые координируют сотрудничество в отдельных областях: в свое время они стали базой для обеспечения нормативной связности Содружества. В итоге СНГ совершенно по-иному осмысливается в мировой политологии. От инструмента обустройства пространства на руинах СССР организация прошла путь к экосистеме общности евразийских интересов. 
Та самая «разноуровневая и разноскоростная интеграция», о которой много говорилось еще 10 — 20 лет назад, сегодня реализована на нормативном и пространственном фундаменте СНГ. И это еще одна новая реальность.
korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter