Сами с усами

Можно ли белорусов назвать финансово грамотными людьми?
Можно ли белорусов назвать финансово грамотными людьми?

В последний год тема финансовой грамотности населения стала одной из ключевых в государственной политике: под этим знаменем банки сегодня готовят промо-ролики, которые потом транслируют по телевидению, создаются специализированные рубрики в печатных и интернет-СМИ, даже в школах появились факультативы, на которых детишки с удовольствием постигают азы общения с деньгами. При этом представителей Национального банка давно заботит вопрос, насколько вообще финансово грамотны белорусы. Зная на него ответ, можно выстраивать денежно-кредитную политику в стране. Но последние мониторинги показали, что проблемы есть, и их немало.

Согласно результатам исследования, которое по заказу Нацбанка и международной компании «Visa» выполняли специалисты Института социологии НАН, типичный портрет белорусского пользователя финансовых услуг выглядит, мягко сказать, не очень. Оказывается, он плохо ориентируется в финансовых продуктах, пользуется только несколькими основными услугами (такими, как внесение коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, кредиты и операции с текущим банковским счетом) и крайне слабо информирован о механизмах защиты своих прав в финансовой сфере.

При этом с самооценкой у нас как раз все хорошо. Как пошутил заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков, большинство из нас считает, что «в финансовых вопросах разбирается настолько же хорошо, как в футболе или в медицине». Респонденты оценили свой уровень владения финансовыми вопросами выше по сравнению с тем, насколько на деле были способны ориентироваться в них. Так, около 60 % опрошенных охарактеризовали его как «удовлетворительный», «хороший» либо «отличный», но ответы на тестовые вопросы по финансовой грамотности показали, что в реальности таких чуть более 40 % согласно тесту по финансовой математике и около 35 %, если судить по тесту на финансовую осведомленность. «Практически на каждый из тестовых вопросов в области финансов более половины респондентов дали неверные ответы либо вовсе затруднились ответить. Лучше всего респонденты справились с вопросами о скидках и об ответственности поручителя: на них верные ответы дало около трех четвертей опрошенных», — отметила заведующая сектором методики и практики прикладных исследований Института социологии НАН Светлана Кройтор.

Хуже всего белорусы ориентируются в информации, касающейся кредитов с предоплатой, доходов по облигации, страховой франшизы, ценных бумаг, гарантий банковских вкладов и сложного процента по депозиту: правильные ответы на эти вопросы смогло дать менее 25 % опрошенных.

Интересный для банкиров факт: почти 75 % опрошенных имеют желание и возможность сберегать денежные средства. И большая часть из них придерживается стратегии «остаточного сбережения», откладывая средства, остающиеся после совершения всех необходимых трат на ежедневные нужды. Для остальных наличие сбережений является приоритетным, и они тратят на удовлетворение повседневных потребностей ту часть семейного бюджета, которая остается после того, как некоторая сумма отложена на сбережения. Доля респондентов, которые тратят все деньги подчистую, составила всего

30 %. Ведущим же мотивом сберегательного поведения для 57,4 % опрошенных, откладывающих часть дохода на сбережения, является накопление денег на «черный день». Более трети из тех, кто имеет возможность и желание откладывать деньги, делают накопления для улучшения своей жизни в будущем: около 20 % — для того, чтобы быть финансово независимыми либо с целью оставить что-то в наследство своим детям. Для получения дополнительных доходов в виде процентов по вкладам, прироста стоимости акций, облигаций свои сбережения используют чуть более 10 % опрошенных.

При том белорусы интересуются экономикой и финансами. Если треть респондентов не отслеживают изменения на финансовых рынках, то около четверти опрошенных регулярно интересуются изменением уровня инфляции, изменением размеров пенсий, социальных выплат и налоговых льгот, а также процентных ставок по кредитам. Реже всего белорусы интересуются колебаниями цен на нефть, золото, драгоценные металлы, а также изменением котировок и индексов фондового рынка (менее 10 %). Об изменениях на финансовых рынках респонденты чаще всего узнают из специализированных изданий. Таких оказалось более 45 %.

Кстати, на фоне большинства соседей наши соотечественники выглядят очень даже финансово образованными. Компания «Visa», проводившая аналогичные исследования в России, Украине и Казахстане, отмечает явный прогресс на фоне наших соседей. Более того, как отметил директор группы корпоративных коммуникаций СНГ и Юго-Восточной Европы Константин Головинский, из 17 стран региона мы занимаем первые строчки.

Александр БЕНЬКО, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter