О боях за Брест и его послевоенном восстановлении

Салют в честь освободителей

Во время Великой Отечественной войны Брест находился в немецкой оккупации три года и один месяц — дольше любого другого белорусского города. 18 июля 1944-го началась Люблинско-Брестская операция, в ходе которой фашисты были разбиты, а брестчане обрели долгожданную свободу. Когда солдаты Красной армии входили в город, они увидели только усеянные трупами улицы и обгоревшие обломки на месте домов. Половина жилфонда была разрушена, промышленные предприятия уничтожены… В живых остались лишь 14 тысяч человек, в то время как в довоенном Бресте жили почти 70 тысяч.

Брестская крепость накануне войны. Сентябрь 1939 г.

Город в оккупации

К 9 утра 22 июня 1941 года Брест был полностью захвачен нацистами. Организовать отход мирного населения не удалось, люди самостоятельно пытались выбраться из горящего города. Многие брестчане впоследствии присоединятся к партизанскому движению, рассказывает ведущий научный сотрудник центра военной истории Беларуси Института истории НАН Александра Кузнецова-Тимонова:

— Одним из именитых партизан был легендарный разведчик Александр Рабцевич, который до войны руководил городским здравоохранением в Бресте, а затем стал командовать партизанским диверсионным спецотрядом НКВД БССР «Храбрецы». Комсомолец Федор Ромма участвовал в обороне Брестского военкомата, а после вошел в руководящий состав Брестского партизанского соединения. 

После оккупации города жизнь местных жителей превратилась в кошмар. Началась перепись населения, вычисляли евреев и приказывали им самим нашивать себе на одежду шестиконечную звезду, трудоспособных отправляли на принудительные работы в Германию. Также у немцев на руках были расстрельные списки.

— Противник еще до наступ­ления начал собирать нужные сведения о советских работниках, которых собирался уничтожить. Разведка активно работала. Фашисты ходили по указанным адресам и убивали людей по списку вместе с их семьями, — продолжает историк. 

Брест был включен в состав рейхскомиссариата «Украина». Делопроизводство велось на пяти языках: немецком, русском, польском, украинском и белорусском. Сначала газеты издавались на русском и польском, затем газету «Новое слово» перевели на украинский, что было чуждо местному населению. 

—Украинские коллаборационисты ставили амбициозную цель: создать свою национальную армию в немецком подчинении. На территории Бреста и Брестского района планировали привлечь 5 тысяч человек. Однако в реальности желающие исчислялись далеко не тысячами: насколько нам известно, примерно 300 человек записались в полицию и полевую жандармерию. 

Фашистская Германия проводила особенно жестокую политику по отношению к евреям (а они составляли около трети населения Бреста). К декабрю 1941 года всех брестских евреев согнали в гетто. Оно делилось на Большое и Малое, граница между которыми пролегала по современному проспекту Машерова. 

— В гетто было заключено 18 тысяч евреев. Несколько лет назад в областном центре во время строительных работ на улице Куйбышева нашли массовое захоронение. Здесь было одно из мест расстрела на территории Большого гетто, — уверена Александра Кузнецова-Тимонова. 

За несколько дней немцы стерли гетто с лица земли — ликвидация продолжалась с 15 по 18 октября 1942-го. Спаслись чуть более 20 человек.

— Уничтожение организовали промышленным способом, построив специальную ветку на Бронную Гору, где находился расстрельный полигон. Туда свозили обреченных на смерть не только из Бреста, но также из Пинска, Дрогичина и Кобрина. Там же сжигали трупы. Сколько человек было убито, точно неизвестно.

Обходной маневр

В июле 1944 года Брест был серьезно укреплен — гитлеровцы готовились к обороне.

— Город освободили в ходе Люблинско-Брестской наступательной операции, которая продолжалась с 18 июля по 2 августа 1944-го. Это была часть крупномасштабной операции «Багратион», до сих пор считающейся вершиной военного искусства, — отмечает историк. — Немецкое командование ожидало наступления со стороны уже освобожденной советскими войсками Украины. Сейчас архивисты рассекречивают документы, в которых имеются сведения о мастерской работе советской разведки. Чтобы сбить фашистов с толку, направляли лазутчиков с ложной информацией, подкидывали трупы якобы адъютантов высокопоставленных военных с секретными документами.

Что касается Бреста, части Красной армии окружили город с нескольких направлений, в том числе с территории Польши, объясняет специалист: 

— Сначала Красная армия освободила Люблин (это произошло уже 24 июля). Оттуда гораздо легче было двигаться в сторону Бреста. В наступлении принимали участие армии 1-го Белорусского фронта. Одной из них, 70-й, руководил полковник Василий Попов. В июне 1941-го он встретил врага, будучи командующим 28-м стрелковым корпусом в составе войск Западного особого военного округа, затем с тяжелейшими боями отступал из-под Бреста на восток. И спустя три года вернулся в те же места, жестко поквитавшись с противником за горечь поражений первых дней войны.

Наступление велось стремительно. И если немецкий план блицкрига «посыпался» с первых минут 22 июня 1941-го, когда советские пограничники малыми силами ценой своих жизней замедляли наступление гитлеровцев, то теперь, в ­июле ­1944-го, даже значительные фашистские силы при наличии большого количества оружия и боевой техники, несмотря на строжайший приказ удерживать укрепленный район любой ценой, не могли остановить советских солдат и продержаться даже двое суток.

В результате 28 июля в Москве прозвучала сводка Совинформбюро: «Вой­ска 1-го Белорусского фронта в результате умелого обходного маневра и атаки с фронта сегодня овладели областным центром Белоруссии городом и крепостью Брест, оперативно важным железнодорожным узлом и мощным укрепленным районом обороны немцев на Варшавском направлении». Вечером в честь этого события прозвучало 20 залпов праздничного салюта.

В последующем почетное наименование «Брестских» было присвоено 47 соединениям и частям 1-го Белорусского фронта. Более 20 воинов, освобождавших город, стали Героями Советского Союза. Их именами названы улицы во многих населенных пунктах Брестчины. 

Советские войска в освобожденном Бресте.
Фото из архива музея обороны Брестской крепости

Всем Союзом

В первое время после освобождения города был ряд проблем с продуктами питания, водопроводом, жильем… Люди несколькими семьями ютились в сохранившихся квартирах или строили бараки. Функционировала всего одна больница, из пятнадцати школ восемь были разрушены.

Несмотря на все трудности, постепенно начали восстанавливать промышленность и торговлю. Возобновили работу хлебокомбинат, мясокомбинат, рынки. Все трудоспособное население поднимало город из руин. На помощь местным спешили люди со всего Советского Союза. 

— Население города сменилось практически наполовину. В основном за счет приехавших «восточников» — жителей других республик СССР, — говорит историк. — С Дальнего Востока на советско-польскую границу переводили подразделения погранвойск. Приезжали инженеры, советские работники, учителя, представители других профессий. Так, в 1946 году на восстановленную Брестскую таможню устроился инспектором мой дед Петр Васильевич Севостьянов, фронтовик, уроженец Платоновского района Тамбовской области РСФСР. Он и бабушка до войны окончили педагогические училища.

ЦИФРЫ

40 тысяч жителей Бреста не дождались победы Красной армии над врагом. Около 17 тысяч человек фашисты вывезли на работы в Германию. 

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter