В Пинском районе чтут память прокурора, погибшего от рук бандеровцев

С задания не вернулся

Агрогородок Молотковичи Пинского района. Улица Морозова. Многоквартирный дом № 20, на фасаде которого в марте появилась мемориальная доска в память о прокуроре Викторе Морозове, защитнике Отечества и конституционного строя. В декабре 2024-го исполнилось ровно 80 лет со дня его трагической гибели. В Пинском районе прошли памятные мероприятия, которые собрали неравнодушных к исторической правде людей.

В 1941-м 18-летний Виктор Морозов находился на передовой

Новый взгляд на минувшие события 

Подробные обстоятельства жизни и мученической смерти Виктора Морозова стали известны буквально недавно. Когда Генпрокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси, в работу включились не только прокурорские работники, но и участники созданных на районном уровне рабочих групп по содействию расследования. 

В составе такой группы не первый год глубоко изучает архивные и следственные материалы, собирает свидетельства Юрий Бушик, начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Пинского райисполкома. 

— Во время посещения братской могилы в агрогородке Молотковичи я обратил внимание на то, что большое количество погребенных — это советские воины и партизаны, — рассказывает Юрий Геннадьевич. — К тому времени было доподлинно известно, что в этой могиле похоронены небезызвестные партизаны-подпольщики Шая Беркович и Владимир Немытов. Стал интересоваться более досконально другими покоящимися здесь.

Начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Пинского райисполкома Юрий Бушик не первый год изучает архивные материалы по истории района.

Фамилия Морозов привлекала внимание. Такую же носил летчик, погибший в небе над Пинщиной. Думалось, что это он, признается Юрий Геннадьевич. Оказалось, в братской могиле покоится молодой прокурор Виктор Федорович Морозов. 

— Изучая архивы органов госбезопасности, я читал сводки о том, как на территории нашего региона банды националистов проводили показательные расправы над мирным населением и представителями советской власти, — дополняет Юрий Бушик. — Мы с органами прокуратуры стали более тщательно изучать эти события и взглянули на них по-новому.

Факты заговорили

Докладная записка НКВД БССР, шифротелеграмма секретаря Пинского обкома КП(б)Б и другие материалы, касающиеся фактов геноцида населения Пинского района, проливали свет на обстоятельства гибели Виктора Морозова. Выяснилось: на тот момент прокурору был всего 21 год. 

— Сама по себе его история неординарная, — продолжает собеседник. — В некоторой степени он зеркало той эпохи. По биографическим сведениям, Виктор Морозов окончил школу (сам он родом из деревни Харламово Камешковского района Владимирской области), был секретарем комсомольской организации. В 1941 году парень в числе первых комсомольцев-добровольцев рвался на фронт. Там в должности заместителя политрука роты разведки выполнял боевые задания. Такой юный, а находился на передовой!

В Пинском районе памятные мероприятия собрали людей, неравнодушных к исторической правде.

18-летний фронтовик-разведчик Виктор Морозов при выполнении одного из заданий был тяжело ранен и потерял кисть руки. Это случилось в ноябре 1941-го. А в январе 1942 года его комиссовали, дорога на фронт оказалась закрытой. Не имея возможности сражаться за Родину на передовой, он пошел на юридические курсы. Отучившись, Виктор работал какое-то время в прокуратуре родного Камешковского района и аппарате прокуратуры Ивановской области. 

Неравный бой

Шел 1944 год. Районы Беларуси один за другим освобождались от немецко-фашистских войск. Нацистские приспешники чувствовали скорое поражение, а потому, оттесненные регулярными войсками Красной армии, находили прибежище в полесских лесах и болотах. На территории современной Пинщины враги пытались дестабилизировать советскую власть. 

Виктор Морозов сам вызвался работать в сложном регионе Беларуси. Сначала трудился в Василевичском районе Полесской области, а после освобождения Пинщины его направили исполнять обязанности прокурора Жабчицкого района Пинской области. Как добросовестный и инициативный работник вскоре получил должность прокурора. Это было 13 декабря 1944 года, за шесть дней до гибели. 

80 лет назад в этот декабрьский день молодому прокурору было дано служебное задание: он был направлен ответственным уполномоченным по Кротовскому сельскому совету Жабчицкого района (в настоящее время Достоевский сельсовет Ивановского рай­она) на заготовку и вывозку лесоматериалов для обновления шахт Донбасса. Сопровождали прокурора два бойца. Неожиданно на их пути оказалась банда бандеровцев. Завязался бой. Охранников убили сразу, а прокурора Морозова взяли раненым.

Пинский межрайонный прокурор Дмитрий Позняк рассказывает:

— Занимаясь сбором фактов геноцида населения Беларуси, Пинская межрайонная прокуратура вела свое расследование обстоятельств гибели Виктора Морозова. Мы установили: действительно, на территории Пинщины бесчинствовали группировки украинских националистов УПА и ОУН, которые пересекли условную границу нынешней Беларуси и Украины. Одна из группировок — под командованием бандита по прозвищу Хмара. Они и совершили злодеяние.

У мемориальной доски героя — пинский межрайонный прокурор Дмитрий Позняк.

— Виктор Морозов, будучи прокурором, пользовался авторитетом, — продолжает Юрий Бушик. — Как правило, людей такого толка враги склоняли к предательству.
Но он проявил стойкость и непримиримость к врагам даже перед лицом смерти, чем вызвал ожесточение у бандитов: только его подвергли жестоким пыткам. С него сняли окровавленный полушубок, связали руки колючей проволокой и издевались, как могли. 
По свидетельствам жителя Молотковичей некоего В. Сидорчука, участвовавшего в погребении Виктора Морозова, у замученного прокурора были «выколоты глаза, отрезан язык, а все тело до ужаса исполосовано». 

— Верный идеалам защитник Отечества, конституционного строя, закона и порядка, молодой прокурор сделал шаг в бессмертие, — подытоживает председатель рабочей группы по содействию расследования уголовного дела Дмитрий Полховский. — Его не смогли сломить враги мирной жизни, а мы не имеем права предать его имя забвению. Память о Викторе Морозове увековечена в названии улицы в центре агрогородка Молотковичи и мемориальном барельефе. Это реальное воплощение белорусской политики в отношении исторической памяти. 

Экспозиции о геноциде белорусского народа в Пинском районном патриотическом центре всегда привлекают внимание посетителей.

Кроме того, подвигу бесстрашного прокурора Морозова посвящено несколько стендов. Один из них находится в музейной комнате Пинской межрайонной прокуратуры, второй — в Пинском районном патриотическом центре при аграрном колледже. 

Именем Морозова названа улица на его малой родине — в поселке имени Горького Камешковского района Владимирской области. Мемориальная доска установлена в средней школе № 1 города Коврова, где он учился.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter