Проходные баллы выросли
Контрольные цифры приема на бюджет в Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина по сравнению с прошлым годом увеличились. Планировалось принять 460 человек — на 25 больше, чем в 2022-м. На платное цифра осталась неизменной — 236. Что в итоге?— План приема в нашем университете выполнен на 99 процентов, — констатирует ответственный секретарь приемной комиссии этого вуза Светлана Ткач. — Зачислено 446 человек на бюджет и 220 — на платное. При этом закрыли все места на заочное отделение: 47 бюджетных и 278 платных (с учетом абитуриентов, поступающих для получения второго высшего образования).
Проходные баллы на все специальности значительно выросли. Например, на 40 баллов увеличился проходной на «информацию и коммуникацию», на 50 — на «психологию», отмечает Светлана Николаевна:
— Высокий конкурс сложился на новую специальность «современные иностранные языки (английский, китайский)» — 3,67 человека на место, на «правоведение» — 9,3, на «психологию» — 7,8 человека на место. Рекордный конкурс 10,5 — на «специальное инклюзивное образование». Но здесь подобная ситуация возникла потому, что на общий конкурс осталось лишь два бюджетных места (всего пять мест, три из которых заняли целевики).
Напомним, в этом году для талантливых и одаренных ребят было много льгот, которыми некоторые не преминули воспользоваться. Например, без каких-либо вступительных испытаний в вуз зачислены пять победителей университетских олимпиад, семь абитуриентов, которые стали победителями третьего этапа республиканской олимпиады. И еще трое — призеры крупных спортивных соревнований. Они приняты на специальность «образование в области физической культуры».
Еще одна категория абитуриентов, поступавших по новым правилам, — целевики. Для них в вузе выделили 92 места. И не осталось ни одного свободного. Так, 11 целевых мест ушло на непедагогические специальности, из них одно — на специальность «туризм и гостеприимство» (его заказчиком стала гостиница «Веста») и 10 — на специальность «правоведение». Остальные — из школ, детских садов Брестской области.
— Давно обозначилась проблема: на педагогические специальности поступают дети, совершенно не умеющие складно говорить и рассуждать. А ведь учитель должен донести информацию до аудитории, то есть научить. Основной инструмент учителя при обучении — логичная и грамотная речь. И если человек не способен сформировать логическую цепочку, как же он будет объяснять ученикам правила? Не скажу, что все абитуриенты не умеют говорить, рассуждать. Но пугает то, что таких ребят становится все больше. Поэтому выбранная форма поступления для целевиков весьма удачна. Мы хотя бы увидим, кто к нам идет. То есть этот устный экзамен — уже своеобразный профотбор, считает Светлана Ткач.
В два этапа
В Белорусском государственном аграрном техническом университете общий конкурс составил 1,1 человека на бюджетное место при плане приема 465. За платное место боролись 1,8 человека. Мест для них было в разы меньше — 46. Ответственный секретарь приемной комиссии БГАТУ Карина Гаркуша поясняет, что связано это с ажиотажем вокруг специальностей «агробизнес» и «менеджемент», куда традиционно хотят попасть многие абитуриенты.Интересная ситуация в университете получилась с целевиками. Здесь их набирали в две волны.
— В основную целевую кампанию мы набрали 116 человек при плане 234. И поскольку в сельском хозяйстве востребованы специалисты и закрепляемость по целевой подготовке выше, было принято решение объявить дополнительный набор на сельскохозяйственные специальности. Он шел параллельно с основным. То есть к нам в вуз приехали работодатели и на месте предлагали абитуриентам заключить целевой договор. Такая практика у нас была вплоть до прошлого года, и сейчас мы по сути ее продолжили в рамках дополнительного целевого набора.
В двухступенчатом наборе целевиков есть свои плюсы, говорит Карина Эдуардовна. Например, во время первого этапа большая ответственность ложится на плечи работодателей. Они самостоятельно агитируют ребят заключить договор и в будущем прийти к ним работать. А вот что касается второго этапа, допнабора, здесь уже заказчики кадров имеют дело с ребятами, целенаправленно пришедшими поступать в аграрный вуз. И в какой-то степени работодателям проще.
— Во время второго этапа мы набрали еще 50 человек. И таким образом более чем на 70 процентов выполнили план по целевым местам — это довольно высокий показатель для сельскохозяйственной отрасли.
Борьба за место
В Гомельском государственном медицинском университете абитуриентов набирали на два факультета. На лечебном на бюджет было отведено 116 мест, на платное — 110. На медико-диагностический цифры меньше: 48 и 85 соответственно.— Конкурс на «лечебное дело» сложился 2,1 человека на место — заявления подали 244 абитуриента. На специальность «медико-диагностическое дело» заявлений оказалось в три раза больше, чем мест. В результате конкурс составил 2,58 человека на место. Еще больший конкурс на специальность «медико-профилактическое дело» — 3,25. Но здесь набор маленький — всего 12 человек, а документы подали 39. Спрос на медицинские специальности значительно возрос, что подтверждают еще более высокий конкурс и проходные баллы приемной кампании — 2023 по сравнению с предыдущим годом, — подчеркивает ответственный секретарь приемной комиссии вуза Ирина Назаренко.
На условиях целевой подготовки в этом году гомельский медуниверситет набрал 246 человек — 100 процентов от плана. Наиболее востребованной специальностью стало «медико-диагностическое дело» — конкурс составил 1,8 человека на место.
Исторический максимум
В БГУ общий конкурс составил 1,7 при плане приема 2114 человек. На дневную бюджетную форму обучения было подано 3687 заявлений на гражданские специальности. Без вступительных испытаний зачислены 325 абитуриентов, что составляет 15 процентов от контрольных цифр приема.Ректор вуза Андрей Король отметил, что вуз достиг исторического максимума — 80 процентов абитуриентов, участвовавших в общем конкурсе, имели суммарный балл выше 300.
ЧЕТКИЙ ВЫБОР
Андрей ИВАНЕЦ, министр образования:
— Очень важным в этом году было решение задачи по так называемой беготне между университетами. Произошло сокращение количества сертификатов с четырех до трех, что явилось важным аспектом в этом вопросе. У каждого абитуриента была возможность подавать документы в различные вузы, но не одновременно, а поэтапно. То есть если человек видит, что не проходит по баллам, он мог взять свой комплект документов и перенести на другую специальность, на другой факультет, в другой университет, но по тому профилю, по которому у него на руках имелось три сертификата ЦЭ и ЦТ. То есть тот профиль, который он выбрал, сохранялся.
yankovich@sb.by