Об этом сообщила заместитель начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты Татьяна Федорова.
В этом году впервые в стране разработали документ, согласно которому будут определять качество всех видов социальных услуг — от помощи на дому до психологической — по единым для всех критериям. Инструкция уже прошла апробацию в нескольких домах-интернатах и территориальных центрах социального обслуживания населения.
— Оценка качества социальной услуги сложна, — говорит Татьяна Федорова. — До этого она проводилась в основном исходя из данных отчетов, других документов, устных опросов получателей услуг, но не было единого алгоритма и четких критериев качества. Сейчас инструкция подробно расписывает, как осуществлять мониторинг по конкретным направлениям работы: деятельности сиделок, нянь, сопровождаемому проживанию, функционированию домов-интернатов и т. д. Разработаны четкие показатели качества каждой социальной услуги.
Одна из отличительных особенностей нового подхода в том, что оценивать качество социальной услуги будут с учетом общих показателей работы всего учреждения, включая кадровое обеспечение, уровень подготовки работников, наличие интернет-сайта, его адаптированность для людей с инвалидностью и т. д. Например, при мониторинге качества услуг неквалифицированных работников — сиделок, соцработников, нянь — будет учитываться удельный вес работников, охваченных обучающими мероприятиями, включая неформальное обучение и обучение на рабочем месте.
Среди индикаторов уровня помощи на дому — наличие договоров по оказанию социальных услуг и других необходимых документов, медицинской справки гражданина, на основании которой определяется периодичность и объем социальной услуги, соответствие штатного расписания установленным требованиям и примерным нормативам численности работников.
К слову, ряд критериев деятельности работников, оказывающих помощь на дому, предполагает наблюдение, например качество уборки или приготовления пищи. Поэтому мониторинг предполагает сопровождение социального работника специалистом.
Мониторинг качества социальных услуг будет трехступеньчатым. Первый уровень — внутренний мониторинг, который выявит проблемы в организации работы, материального обеспечения, законодательные пробелы. Второй —со стороны облисполкомов и Минского горисполкома. И третий — со стороны министерства, которое будет осуществлять выборочный мониторинг с выездом на места. Итог мониторинга будет оцифрованным, то есть показывающим уровень оказания услуг в процентном соотношении.
— Мы сможем объективно видеть, в каких учреждениях высокое качество соцуслуг, а у кого надо подтянуть, насколько и по каким показателям, например: подучить персонал, разработать документацию, оборудовать элементами безбарьерной среды, ввести конкретную законодательную норму. Комплексный мониторинг будет завершаться составлением плана повышения качества социальных услуг.
Систему мониторинга качества социальных услуг внедрят с 1 января 2020 года. Планируется, что комплексный внутренний мониторинг будет проводиться в стационарных учреждениях социального обслуживания ежегодно. А в территориальных центрах социального обслуживания — не реже одного раза в два года.