Екатерина Дулова: Обсуждается возможность показа в Москве нашего масштабного проекта «Патетический дневник памяти».
— Екатерина Николаевна, совсем скоро исполняется 25 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Знаю, что белорусским зрителям по этому поводу вы готовите особенный подарок...
— Действительно, 8 декабря Мариинский театр представит на нашей сцене одну из мощнейших исторических драм — оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского. Инициатива исходила от маэстро Валерия Гергиева, он же лично встанет в этот вечер за дирижерский пульт. Ждем весь состав первых звезд Мариинского театра. Когда-то «Хованщина» шла и у нас, но для России это, безусловно, одно из самых знаковых музыкальных сочинений наряду с «Борисом Годуновым».
— Кроме звезд Мариинского театра, в декабре в Минск впервые приедут артисты Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера». Неожиданное, казалось бы, сотрудничество.
— Наоборот, долгожданное. Начнем с того, что за два последних года театр подписал меморандумы о сотрудничестве с 16 зарубежными театрами, 10 из которых представляют Россию.
Это позволило нам расширить контакты и организовать масштабные обменные гастроли, в том числе с Большим театром России, выступить в Астраханском и Самарском театрах оперы и балета, а также на Новой сцене Мариинского театра. Кроме того, наш балет побывал с коммерческими (и очень успешными!) гастролями в Йошкар-Оле, Казани, Уфе, Челябинске, Тюмени... За это же время, с 2022 по 2024 год, на сцене нашего театра представили свои спектакли 11 ведущих коллективов России. К слову, в декабре на Минский международный Рождественский оперный форум к нам приедет не только «Волга Опера» со своим нашумевшим «Главным вопросом», но и наш давний партнер Воронежский театр оперы и балета. Также на форуме совместно с «Культурным центром Елены Образцовой» пройдет гала-концерт с участием победителей Международного конкурса молодых певцов Елены Образцовой.
— Беларусь сейчас активно развивает экономическое сотрудничество с самыми дальними регионами России. А что по связям культурным?
— Дальние регионы тоже задействованы: скажем, совсем скоро наши артисты отправятся с гастролями в Новосибирск. Вели переговоры с Республикой Саха (Якутия), где есть прекрасный театр «СахаОпераБалет». Думаю, вернемся к этой теме в 2025 году.
Покровитель творчества Аполлон и нимфы с нетерпением ждут гостей из России.
— И еще раз о новогоднем. Как вы думаете, почему Новый год и «Щелкунчик» неразделимы?
— Знаете, я много лет пытаюсь анализировать этот феномен. Причем мы наблюдаем его на территории всего Союзного государства, особенно в Москве и Петербурге, где ситуация с билетами еще более взвинченная. Почему-то многим кажется, что без присутствия на «Щелкунчике» все последующие праздники не состоятся. Причем после 31 декабря наблюдается спад интереса к спектаклю... Самое примечательное, что «Щелкунчик» — это явление, которое вдруг стало абсолютно славянским. Ведь изначально это немецкая сказка, которая в интерпретации Петра Чайковского стала совершенно русской, близкой и понятной всем нам. Этому, кстати, способствовало и переименование главной героини из Клары в Машу. Так вот, отвечая на вопрос, почему именно «Щелкунчик»? Потому что это спектакль о чуде, об удивительном погружении в мир елочных игрушек, о той самой новогодней магии, на которую в глубине души надеются не только дети, но и взрослые.
С 2022 по 2024 год на сцене Большого театра Беларуси представили свои спектакли 11 ведущих коллективов России— Хорошо, посоветуйте тогда альтернативу «Щелкунчику» для тех, кто, предположим, не успел купить билеты.
— Назову даже несколько спектаклей из нашего репертуара. Во-первых, новая постановка «Золушки» Сергея Прокофьева. Это ведь тоже своего рода новогодняя сказка. Во-вторых, в декабре 2022‑го у нас появился совершенно замечательный семейный спектакль «История Кая и Герды». 45 лет назад Сергей Баневич написал настолько доступную, теплую и трогательную партитуру, что все эти годы она не теряет своей актуальности. Ну и, конечно, порекомендую «Летучую мышь» со всем известной музыкой Иоганна Штрауса. На мой взгляд, это произведение, которое всегда создает настроение праздника.
Идея представить в Минске «Хованщину» Модеста Мусоргского исходила от маэстро Валерия Гергиева.
— А каких спектаклей, как вам кажется, не хватает в репертуаре?
— Вы знаете, долгое время я вынашиваю замысел большой сказки — оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Но пока спектакль в силу разных причин нам не по силам. А ведь эта опера могла бы стать настоящим украшением афиши. Музыка великолепная! Недавно я вернулась из Москвы, где была в жюри Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки. Отслушала огромное количество арий из оперного репертуара композитора и в очередной раз убедилась, как точно эта музыка выдает профессионализм артистов, раскрывает их голоса в полной мере. Поэтому взять в репертуар такое произведение, как «Руслан и Людмила», — настоящее профессиональное испытание для труппы. Кроме того, хочется, чтобы эта сказка была решена современно, с использованием всех технологий, с летающим Черномором в том числе. Поэтому пока мы только на пути к реализации этой задумки. Планирую также кардинально обновить «Баядерку». Ведь спектакль — это не музейный экспонат, его можно и нужно освежать. Так в 2022‑м у нас произошло с «Жизелью». Мы заметили, что у публики упал интерес. Но стоило обновить спектакль, придать ему шарм и стиль, как он стал одним из самых востребованных в репертуаре.
— С «Евгением Онегиным» такая же история?
— Абсолютно. Это был очень статичный спектакль, который очевидно требовал нового взгляда, свежего дыхания, которое в него вдохнула главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная.
— Планы на новый год уже можете озвучить?
— Обсуждается возможность показа в Москве нашего масштабного вокально-хореографического проекта «Патетический дневник памяти» — выдающегося, на мой взгляд, сочинения, созданного за счет средств фонда Президента по поддержке культуры и искусства. В основу этого произведения легла музыка отечественных композиторов, которую дополнили документальные свидетельства трагедии и героизма белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Задействована практически вся труппа — 305 человек! Есть предложение показать «Патетический дневник...» в Большом театре России в День единения народов Беларуси и России. В год юбилея Великой Победы, мне кажется, это будет особенно актуально.
leonovich@sb.by