На неделе прозвучала новость о недовольстве наших автоперевозчиков. Спусковым крючком стало распределение польских «дозволов» — разрешений на перевозки по территории соседней страны. Проблема эта не нова, дефицит разрешений, так необходимых для работы в Польше, ощущался на протяжении нескольких последних лет. Правда, только сейчас началось распределение квот на этом направлении. Мелкие перевозчики оказались недовольны механизмом этого распределения.
С Польшей Беларусь обменивается «дозволами» на паритетной основе. И, к сожалению, коллеги из соседней страны не заинтересованы увеличивать их количество. Они и так используют лишь 50 процентов выданных им разрешений. А у наших перевозчиков дефицит. Вопрос о дополнительных «дозволах» звучит на всех уровнях белорусско-польских отношений: обсуждается на межправкомиссиях, в посольствах, во время двусторонних контактов глав транспортных ведомств. Пока результаты этих переговоров не сильно радуют. Алексей Ляхнович разводит руками: к сожалению, с польской стороной о дополнительных разрешениях договориться не удалось. В этом году прошло несколько раундов переговоров, встреча с польской делегацией в Лейпциге, где партнерам предложили ввести безразрешительную систему, но воз, как говорится, и ныне там.
Единственная договоренность, которой удалось достичь к концу этого года, — возможность использовать часть квоты 2020 года (а именно 10 000 разрешений) с конца 2019 года. Всего же на следующий год белорусским автоперевозчикам будет выдано 199 000 «дозволов» (то есть 189 000, если отнять уже использованные). Первый замминистра резюмирует: если квоты на них не распределять, то их хватит до октября. На первый квартал все разрешения уже распределили. В апреле Минтранс планирует провести очередной раунд переговоров с поляками, но стоит ли ждать чудес и дополнительных «дозволов»? Маловероятно. Ведь уже в этом году Польша была настроена сократить число выданных разрешений на 15 000.
Ситуация классическая: есть ограниченный ресурс — значит, будут и недовольные. Один из самых болезненных вопросов для перевозчиков сейчас — как именно распределяли польские разрешения. В Минтрансе подчеркивают, что квоты делили по специальной формуле и человеческий фактор был полностью исключен. Для этого в транспортном ведомстве в 2017—2018 годах разработали инструкцию.
Алексей Ляхнович говорит: «Мы очень долго вырабатывали критерии распределения разрешений с перевозчиками. Несколько раз собирались в министерстве, весь бизнес, который хотел высказаться по этому поводу, высказался. Документ больше девяти месяцев был выложен на нашем сайте. В итоге приняли формулу, максимально учитывающую интересы каждого перевозчика. И сегодня по ней распределили разрешения».
Эта формула учитывает выручку перевозчика: чем больше выручка, тем больше разрешений. Естественно, больше всего от такого расклада страдают небольшие предприятия. В Минтрансе проблемы бизнеса понимают и стараются найти альтернативы. И если с польской стороной пока не удается договориться об увеличении числа разрешений, то на других направлениях подвижки есть. Например, в этом году удалось договориться о введении безразрешительной системы автоперевозок с Молдовой. На завершающей стадии переговоры с Украиной. До конца года планируется подписать все нужные соглашения, потом потребуется еще около трех месяцев на ратификацию документов. То есть с весны белорусские перевозчики смогут работать в Украине без получения «дозволов».
mich@sb.by