Для эффективного развития экономики необходимо формировать патриотизм и у потребителей, и у ретейла

Рынок на принципах равенства

Вроде бы мы логично стремимся к технологическому суверенитету и импортонезависимости. Очевидная стратегия на фоне пандемийных локдаунов в начале десятилетия и санкционных традиций сегодняшнего дня. На границе наши соседи и в прошлом партнеры строят различные козни, чтобы снизить товарный поток. Тем не менее иностранной продукции на полках родных магазинов не стало меньше. По крайней мере, чисто визуально. И одна история, когда импортный бренд заместили другой импортной торговой маркой из дружественного региона. Но немало же продукции и с европейскими корнями. В одной уважаемой торговой сети недавно обнаружил польские яблоки. Кстати, в этой же стране некоторые отечественные компании заказывают изготовление своих собственных торговых марок. В чем логика? Причем закупают товары, которые у нас производятся или могут производиться иной раз в достаточном количестве. Но откуда взяться реальному импортозамещению, если не будет экономического патриотизма ни у потребителей, ни у ретейла, ни в целом у всего рынка?


Лично для меня ситуация выглядит несколько странно. Варшава гадит нам как может. А коммерческие структуры без зазрения совести покупают у них яблоки! Помогают Дуде совладать с возмущением собственных фермеров. Польские аграрии из-за действий своих политиков не могут сбыть собственный урожай, в том числе и яблок, так как Египет наложил эмбарго на их поставки из Польши. Плюс в значительных объемах поступает дешевая сельскохозяйственная продукция из Украины. И тут наши торговые сети и импортеры, как Чип и Дейл, приходят на помощь. На фоне проблем со сбытом яблок и некоторая другая продукция реализуется польскими компаниями по стоковым ценам. И нашему ретейлу это вполне выгодно. Благо предельные наценки позволяют на импортных поставках зарабатывать достаточно прилично. И с точки зрения конкретной компании выгоды вполне очевидны. В какой-то степени, возможно, не в накладе и потребители. Но с точки зрения национальной экономики насколько целесообразно сотрудничество такого рода с недружественными странами?! 

Они-то своими санкциями сами отказываются от полноценной торговли с нами. На западном направлении мы в прошлом году из-за рестрикций потеряли миллиардные рынки сбыта своей продукции. Руководители министерств и ведомств, топ-менеджеры предприятий-флагманов и некоторые предприниматели героически переориентировали экспортные потоки на восточное и другие направления, чтобы обеспечить загрузку производства, рабочие места, поступление в страну валюты. Она Беларуси нужна, так как необходимо запускать инвестиционный цикл. Модернизация по широкому фронту нам необходима как воздух. Естественно, определенную часть оборудования и технологий будем закупать у дружественных нам стран. И для этого нужна валюта.
И наш промышленный сектор при всех объективных сложностях обеспечивает положительное внешнеторговое сальдо. А в это время другие компании приобретают ширпотреб или заказывают его производство в государствах, которые ставят своей официальной целью экономическое удушение страны.
Чем-то нехорошим попахивает!

Я не сторонник резких движений и выстраивания заборов и барьеров. Но этим страдают наши польские соседи. Глубоко уверен, что необходимо каким-то образом и восстанавливать торговые отношения, но на паритетных интересах. В конце концов, те же яблоки мы можем выращивать сами. И есть вполне достойные плоды у некоторых фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций. Возможно, товарное яблоко, которое можно закладывать на хранение, в стране пока выращивается в недостаточном количестве. Но если не защищать внутренний рынок, этого никогда и не произойдет. И частник, и умный директор СПК не станут закладывать сады или затевать другие проекты, если не будут видеть надежные каналы сбыта. А сегодня их могут обеспечить только торговые сети. Так уж сложилась структура нашей розничной торговли за последние 10–15 лет. И сколько раз поднимался вопрос о необходимости более тесного и долговременного взаимодействия крупной торговли и отечественных производителей, но воз где был, там и остался стоять. Продолжается игра в рынок: мол, вы предлагайте свой товар, а там видно будет… 

Не пора ли заканчивать в той или иной мере эпоху преобладания либеральной экономической теории в торговой сфере? А то у нас не очень действенная эклектика вырисовывается. Наш промышленный сектор живет по принципам политэкономии, не только обеспечивая коммерческие показатели, но и выполняя социальные обязательства, в том числе и по поставке продукции на наш рынок, при любой экономической погоде. Когда случаются какие-то нюансы, импортеры нередко без зазрения совести уходят с рынка. И такое мы неоднократно видели за последние полтора десятилетия. И тогда вся тяжесть обеспечения внутреннего рынка, заполнения полок ложится на родных производителей. Так было и весной прошлого года. Но как только гроза проходит, иностранная продукция возвращается на сетевые полки. А нашим производителям ненавязчиво показывают на дверь. Мол, уже в ваших услугах не нуждаемся. Как-то очень даже несправедливо получается. 

Особенно на фоне того факта, что та же Польша и иные европейские и некоторые другие государства нашу продукцию на порог не пускают. Но в нашу сторону для своего импорта дорожка открыта. Как говорил известный таможенник, «за державу обидно». Нет, пускай поляки возят к нам свои яблоки. Но не тормозят на границе, скажем, запасные части для импортного оборудования, которые нам реально нужны. Или пускайте нашу продукцию. Скажем, молочную. Все будет по-честному: у вас фрукты конкурентнее, а у нас, к примеру, сыры более «проходные». Но такого взаимовыгодного сотрудничества нет. И даже намек на это отсутствует. Наверное, пора пересматривать рыночные механизмы. Точнее, их сохранять, но на принципах равенства. Пускай белорусские производители конкурируют между собой. А стоит ли пускать на наш рынок зарабатывать всех, кому этого хочется или это выгодно? С моей точки зрения, вопрос звучит почти риторически. Геополитическое противостояние обостряется. И тут уже не до рынка, каким мы его знали. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter