«Янгпур», ямальская дочка «Белоруснефти», в конце прошлого года дала старт полевому сезону — 2024—2025. На этот период подразделение планирует 3D-съемку двух площадей: Южно-Тыдэоттинской и восточной части Усть-Пурпейского участка недр. Такая сейсморазведка на этих территориях еще не проводилась. Недра здесь изучали и раньше, но не так основательно. Однако уже тогда специалисты отметили, что площади перспективные. Например, на Усть-Пурпейском участке в меловых отложениях выявлены ловушки — это части природных резервуаров, способные удерживать скопления углеводородов. 3D-съемка поможет уточнить данные.
Эксклюзивный проект
На большей части поисковой зоны запланированы буровзрывные работы, но в районах с особенно сложными поверхностными условиями (речь о заболоченной местности, озерах, реках, водоохранных зонах) впервые применят импульсные источники. Наши нефтяники использовали похожие на месторождениях Южной Америки. Сейсморазведочный проект «Янгпура» во всех отношениях эксклюзивный. Упор северяне делают не только на размах и технологичность процесса, но и на оперативность. Исследования займут всего несколько месяцев.— Полевой сезон завершится в апреле. Для выполнения работ такого масштаба это действительно немного, — отметили на предприятии.
Сейчас актив «Белоруснефти» в России представлен сразу несколькими предприятиями — это ООО «Белоруснефть-Сибирь», АО «НК «Янгпур», «БН-НТЦ», ОДО «БелСеверСтрой», филиал «БН-Нефтесервис». К примеру, филиал «БН-НТЦ» обеспечивает геологическое сопровождение компании в российском регионе, занимается подбором и внедрением технологий, направленных на увеличение добычи углеводородного сырья. В перспективе новая структура возьмет на себя выполнение всего комплекса проектных работ для компании «Янгпур», а также с этими компетенциями будет выходить на сторонний рынок.
Еще через год правопреемником филиала было определено ООО «Белоруснефть-Сибирь». Новая структура заняла в регионе лидирующие позиции в области нефтяного сервиса.
В 2013-м свою современную историю начал «Янгпур», когда обанкротившуюся нефтяную компанию на торгах купило дочернее предприятие «Белоруснефти» — «Белоруснефть-Сибирь». С новым владельцем она быстро встала на ноги и много лет успешно ведет поиск, разведку и разработку месторождений, добычу углеводородного сырья с использованием современных технологий добычи в пределах Известинского участка недр, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе. Также с 2020-го владеет правом пользования Южно-Тыдэоттинским участком недр. А через год «Янгпур» присоединил к себе ООО «Пурнефть».
Северная дочка «Белоруснефти», «Янгпур», поставляет углеводородное сырье и продукты его переработки предприятиям Российской Федерации и зарубежных стран. Ее добыча в 2024-м приблизилась к двум миллионам тонн нефтяного эквивалента, а в ноябре прошлого года АО отметило очередной рекорд — добычу с начала 2024-го миллиарда кубометров природного газа.
Занять ниши
Заместитель генерального директора «Белоруснефти» по производству Денис Воробьев рассказывает:— В 2024-м была возобновлена работа филиала «БН-Нефтесервис» как для оказания сервисных услуг «Белоруснефть-Сибири» и «Янгпуру», так и для крупнейших российских компаний. Например, для «Газпрома» и «Газпром нефти». То есть мы в этой стране представлены уже целым пулом организаций как добычного и научного, так и сервисного направления. Допустим, если изначально «БелСеверСтрой» создавался под потребности «Янгпура» для обеспечения его быстрым вводом объектов в эксплуатацию, то уже сейчас около 50 процентов работ предприятия проводится для сторонних заказчиков.
Цель всех российских дочек «Белоруснефти» — получение прибыли, повышение маржинальности выполняемых работ, а это возможно исключительно при их высоком качестве. Приоритет — наращивание объема оказания услуг сторонним заказчикам.
— В последние годы Россия для нас — это рынок возможностей, — обращает внимание Денис Воробьев. — Ведь ряд иностранных компаний, в том числе сервисных, покинул его в силу разных причин, а значит, в этой стране выросла потребность в качественном сервисе. Сейчас этот рынок для нас настолько емкий, что готов взять от нас столько услуг, сколько мы способны предложить.Начальник управления скважинных технологий и сервиса центрального аппарата «Белоруснефти» Денис Закружный отмечает:
— Есть возможность оказывать в России весь комплекс высокодоходных сервисных услуг не только для «Белоруснефть-Сибири», но и для сторонних заказчиков. Мы имеем специалистов, технологии и опыт. У «Белоруснефти» есть наработки и в области трудноизвлекаемых запасов нефти — у нас в этом направлении высокий уровень компетенций, в частности по использованию гидроразрыва пласта для обеспечения притока нефти. Здесь имеем как серьезную научную базу, которую создает БелНИПИнефть, так и обширную практику на «полях».
Еще один премиальный сегмент — реагенты и жидкости, которые применяются при гидроразрыве пласта и других работах. Ставка в экспорте услуг — и на телеметрическое сопровождение при бурении, позволяющее улучшить его эффективность, обеспечивая точное размещение скважины и предоставляющее информацию о динамике процессов в реальном времени для оптимизации параметров бурения и улучшения скорости проходки и долговечности скважины.
— Перспективное направление — цементирование скважин. С этим сервисом мы также намерены выйти на российский рынок, — раскрывает планы Денис Воробьев. — Мы будем заполнять и другие выгодные ниши в этой стране, предлагая заказчику качественные, высокотехнологичные и наукоемкие услуги. По каждому направлению в БелНИПИнефть есть научная база, лаборатории, разрабатываются программы для развития производственных процессов и технологического прогресса, генерируются новые идеи.
severyanova@sb.by
Фото предоставлены компанией «Белоруснефть»