На рынке труда уже который год водители возглавляют топ наиболее востребованных профессий. А среди водительских специальностей есть и своя высшая каста — те, кто осуществляет международные перевозки, или, как их в народе называют, — дальнобойщики. Диктует ли свои особенности в работе отечественным перевозчикам коронавирус, испытывают ли наши организации-перевозчики кадровый голод и благодаря чему удалось нарастить экспорт услуг — об этом «Р» рассказал генеральный директор ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП» Александр Карпук.
Международные награды — 138 белорусам
— Александр Николаевич, сохраняет ли в современных условиях профессия водителя-международника свой престиж? Какие требования сегодня предъявляются к ним при трудоустройстве?— Профессия водителя-международника, безусловно, была и остается престижной. При этом с течением времени становится все более интеллектуальной и многозадачной. Уже недостаточно уметь просто хорошо управлять автомобилем, хотя и это крайне важно с учетом интенсивного трафика на европейских дорогах. Необходимо хорошо разбираться в устройстве автомобиля, ведь сейчас современные тягачи оснащаются множеством различных электронных помощников и систем. Водитель-международник много внимания уделяет работе с документами, сопровождающими груз, оформляет их и проходит значительное количество процедур — таможенных, санитарных и прочих. Из всех этих и других составляющих складывается престиж и конкурентоспособность белорусских водителей. А их, к слову, высоко оценивают на международном рынке транспортных услуг. Белорусский дальнобойщик, можно сказать, это бренд. Наши водители ежегодно удостаиваются международных наград. Вот и в прошлом году Международный союз автомобильного транспорта наградил 138 белорусов своими почетными дипломами.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Развиваются мировая торговля, международная промышленная кооперация, и требуется все больше транспорта, который бы удовлетворял нужды экономики. Только представьте: сегодня функционирование глобальных цепочек поставок обеспечивают транспортные организации, в которых во всем мире, по оценкам экспертов, занято 65 миллионов человек, а годовой мировой товарооборот составляет 20 триллионов долларов США. Рынку требуется все больше водителей-профессионалов. Отсюда возникают как проблемы перетока рабочей силы из одних стран в другие, так и вопросы привлечения в профессию новых работников, а также устранения тех трудностей, с которыми сталкиваются в своей работе водители-международники, создания для них более комфортных и безопасных условий труда.
Кадры, которые решают все
— Хватает ли белорусским предприятиям-перевозчикам водителей? Многие западные страны испытывают значительный дефицит кадров. Недобор составляет около 400 тысяч работников.— Цифры, которые вы приводите, верные. Недостаток водительских кадров, который чуть было пошел на убыль на фоне пандемии COVID-19 и ее ограничений, в ближайшее время, по прогнозам, будет только усиливаться. Однако на сегодня отечественные автотранспортные предприятия в своем большинстве не испытывают острого кадрового голода. Пока не испытывают. Этому способствовал ряд шагов, которые были предприняты в предыдущие годы ассоциацией «БАМАП» при поддержке государства. Так, с 2011 года в Беларуси организована подготовка водителей-международников в системе профессионально-технического образования. Эта работа продолжается и сегодня. В сентябре прошлого года девять белорусских колледжей и лицеев по всей стране приняли на учебу более 250 учащихся, а всего за прошедшие десять лет в этой системе подготовлено около 2,5 тысячи водителей, которые могут работать в сфере международных автоперевозок. Ассоциация при этом является своего рода куратором процесса. Для преподавателей и мастеров производственного обучения проводятся занятия с посещением автотранспортных предприятий, пунктов таможенного оформления, транспортно-логистических центров. Колледжам и лицеям оказывается методическая помощь. Сами перевозчики как потенциальные заказчики кадров также помогают — в приобретении наглядных пособий и оборудования, в решении иных вопросов.
Переподготовку уже работающих водителей-международников осуществляют на базе созданного центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов «БАМАП-ВЕДЫ». В этом учебном заведении на постоянной основе реализуется большой спектр обучающих курсов и программ повышения квалификации для водителей и специалистов, ответственных за выполнение автоперевозок, — международных и республиканских.
Проводится и иная работа. Проще говоря, мы не ожидаем того момента, когда дефицит водительских кадров станет реальной угрозой для предприятий, а стараемся действовать на упреждение проблем и используем при планировании такой работы материалы аналитических исследований, проводимых Международным союзом автомобильного транспорта. МСАТ регулярно изучает масштабы нехватки водителей коммерческого грузового транспорта, а также выдвигает и реализует инициативы, направленные на привлечение в профессию новых молодых кадров. Среди последних — проекты по привлечению молодежи, содействию в инвестировании строительства безопасных охраняемых стоянок для грузового транспорта. По мнению МСАТ, это повысит безопасность работы водителей-дальнобойщиков и тем самым позволит привлечь в профессию больше кадров.
– А женщины? Есть ли среди водителей-международников представительницы прекрасного пола? В Европе ограничений по гендерному признаку в этой профессии нет. Следует ли, по вашему мнению, дать и нашим соотечественницам зеленый свет?
– Да, привлечение женщин в профессию является, можно сказать, современным трендом на Западе. Однако в нашей стране пока действуют законодательные ограничения на этот счет.
Что касается моего личного мнения, то женщины, которые сами готовы к такой работе и прошли необходимую профессиональную школу, по итогам положительных результатов аттестации конкретных рабочих мест вполне могут работать водителями-международниками. Почему нет? Очень многое в работе современного водителя сегодня автоматизировано. В пути ему помогает большое количество электронных систем. А устройство современных автомобилей таково, что и мужчина, в случае возникновения неисправности, каким бы он ни был крепким, не сможет самостоятельно в дороге выполнить многие виды ремонта — для этого ему приходится обращаться к профессионалам.
– Да, привлечение женщин в профессию является, можно сказать, современным трендом на Западе. Однако в нашей стране пока действуют законодательные ограничения на этот счет.
Что касается моего личного мнения, то женщины, которые сами готовы к такой работе и прошли необходимую профессиональную школу, по итогам положительных результатов аттестации конкретных рабочих мест вполне могут работать водителями-международниками. Почему нет? Очень многое в работе современного водителя сегодня автоматизировано. В пути ему помогает большое количество электронных систем. А устройство современных автомобилей таково, что и мужчина, в случае возникновения неисправности, каким бы он ни был крепким, не сможет самостоятельно в дороге выполнить многие виды ремонта — для этого ему приходится обращаться к профессионалам.
БАМАП создана в 1992 году и сегодня объединяет в своих рядах около тысячи автомобильных перевозчиков — коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
Страшен ли дороге вездесущий вирус
— Как на деятельность белорусских перевозчиков повлияла пандемия?— Наша работа заключается в обслуживании грузопотоков. И, естественно, в случаях, когда многие страны, с которыми мы работаем, объявляли локдауны, останавливали производства, закрывали границы или вводили ограничения, обусловленные пандемией, это не могло не сказаться на перевозчиках. Рушилась и заново выстраивалась логистика, имели место значительные простои на границах, водители были вынуждены соблюдать противоэпидемические требования, а они у разных стран могли различаться и корректироваться по многу раз.
На сегодня влияние пандемии приобрело совершенно иной характер. Международный транспортный рынок испытывает не только кадровый голод, но и дефицит техники, на которой трудятся перевозчики. Это последствия сбоев в производстве и логистике комплектующих (микрочипов и других). В результате спрос на технику на фоне восстановления экономики и роста ВВП увеличивается. За спросом следует и цена: техника дорожает. Пандемия, логистический кризис и разрыв устоявшихся цепочек поставок привели к нехватке контейнеров, в результате фрахты (обусловленная договором или законом плата за перевозку груза. — Прим. авт.) на морские контейнерные перевозки выросли многократно. И таких факторов, влияющих на нашу деятельность, можно привести немало.
Вместе с тем работа в условиях пандемии проявила лучшие профессиональные качества перевозчиков, заставила учиться быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, ускорила внедрение современных электронных и информационных технологий на транспорте, показала важность для контрагентов и целых стран умения договариваться и находить компромиссы.
Преференции государства — весомая поддержка
— Белорусские автоперевозчики, несмотря на трудности, смогли не только не уменьшить объемы экспорта услуг в сфере международных перевозок, но и нарастить их. Благодаря чему это удалось?— Ваш вопрос — повод снова вспомнить о людях. Ведь, согласитесь, все решения, какими бы сложными они ни были, в разгар пандемии приходилось принимать именно работникам автотранспортных предприятий — топ-менеджерам, логистам, экспедиторам, водителям-международникам и другим профессионалам.
Но говоря о том, благодаря чему и кому удается справляться с трудностями в период пандемии, невозможно обойти стороной и роль государства в решении многих проблем, с которыми пришлось столкнуться. В немалой степени экономической эффективности удавалось добиваться благодаря современному автопарку, который в последние четыре года активно обновлялся в условиях преференций, созданных со стороны государства: при приобретении новых тягачей экологического стандарта Евро-6 перевозчики не уплачивают утилизационный сбор и НДС.
Министерство транспорта и коммуникаций сыграло и продолжает играть важную роль в совершенствовании порядка распределения, выдачи и использования иностранных разрешений, на основе которых осуществляется значительная часть международных перевозок, и в решении иных значимых для нашей сферы вопросов. Государственный таможенный комитет проводит активную работу по модернизации инфраструктуры в пунктах пропуска, упрощению таможенных процедур и сокращению времени ожидания автопоездов в погранпереходах. Взаимодействие с органами госуправления ведется по самым разным направлениям. И все это дает свои плоды.
Об электронном пропуске и либерализации рынка
— Что, на ваш взгляд, следовало бы предпринять для расширения доступа к рынку автотранспортных услуг белорусских автоперевозчиков и надежного функционирования отрасли?— Если говорить непосредственно о преодолении трудностей, обусловленных пандемией COVID-19, то сегодня по инициативе Международного союза автомобильного транспорта рассматривается вопрос о внедрении признаваемого на международном уровне цифрового сертификата вакцинации для водителей, осуществляющих международные перевозки. Появление такого электронного пропуска позволило бы во многом улучшить условия труда водителей, снизить простои при пересечении границ и сократить время доставки грузов.
Если же вести речь о расширении доступа отечественных перевозчиков к грузовой базе и рынку автотранспортных услуг, то это сложный, комплексный вопрос. Он требует и необходимости дальнейшей либерализации транспортного рынка в рамках Евразийского экономического союза, и установления транспортных связей с китайской стороной (на основе уже достигнутых двусторонних соглашений), и продолжения переговоров по расширению условий безразрешительной работы с иностранными государствами, и урегулирования многих вопросов на национальном уровне. Таких внутренних вопросов, кстати, тоже накопилось немало. Сейчас по инициативе Премьер-министра Романа Головченко и на республиканском, и на региональном уровнях активно прорабатывается вопрос о выделении международным автомобильным перевозчикам земельных участков для реализации на них инвестиционных проектов. При этом рассматривается возможность подведения к ним за счет государства коммуникаций. А наличие собственной производственной базы, согласитесь, — один из основополагающих вопросов для создания новых рабочих мест и развития предприятия в любой сфере.
В ближайшее время это потребует от всех участников переговорного процесса значительных усилий. И мы станем эти вопросы решать. Диалог в рамках государственно-частного партнерства будет продолжен.
kozlovskaya@sb.by