К разрушению старинного белорусского храма ненароком приложил руку и Никита Михалков
В 1965 году в деревне Зембин, что под Борисовом, случилась еще одна война. Хоть и ненастоящая, а киношная, но выглядело все вполне реалистично: немцы защищались, наши наступали. Замысел режиссера картины «Перекличка» был такой: фашисты держат оборону в церкви, в то время как советский Т-34 проламывает стену и врывается внутрь, сея среди врагов панику и ужас. На декорации не тратились — решили использовать местный храм Святого Архангела Михаила. Святотатство, конечно, полнейшее, но тем не менее. Команда «Мотор» — и молоденький танкист, роль которого исполнял Никита Михалков, направил танк к храму. Стена не поддалась. Но от сценария никто отступать не собирался: использовали динамит… Сцену отсняли, съемочная группа уехала, а храм остался. Принесенный в жертву искусству.
Вместе с отцом Андреем, настоятелем храма Святого Архангела Михаила, мы стоим как раз на том самом месте, где почти полвека назад еще была алтарная стена, а теперь остались одни развалины.
— Сами видите, толщина стены около метра, кирпич для нее изготавливали в начале прошлого века вручную в Лавниках, соседней деревне, — рассказывает отец Андрей. — Даниил Храбровицкий, режиссер-постановщик фильма «Перекличка», почему-то был уверен, что советскому танку по силам проломить эту стену. Но, как потом рассказывали старожилы Зембина, которые видели, как проходили съемки, Т-34 отскакивал от церкви, как мячик. Тогда алтарную стену подорвали динамитом, а пролом заложили бутафорией. Уже после этого танк эффектно въехал в алтарь.
Заходим в храм вместе с девяностолетней Ольгой Князевой. Эта женщина прожила в деревне всю жизнь, работала учительницей, была председателем сельсовета, депутатом. История Зембина — и ее история.
— Помню, в детстве мы, пионеры, тайком бегали сюда вечером смотреть, как идет служба, — вспоминает Ольга Николаевна. — Так все торжественно было: мужчины справа стояли, женщины — слева. А какие колокола звонкие были! Говорят, что их закопали, спрятали, но я думаю, что их просто переплавили.
Мы находимся в притворе, или трапезной части. Здесь стоят строительные леса — в храме работает бригада строителей. Сейчас в притворе заканчивают шпатлевать, потом будут красить, укладывать полы и гранитную плитку. После этого здесь будут проводить службы.
В остальную же часть храма заходить жутко, но мы это делаем. Куполов нет, над головой — ясное небо. Стены обшарпаны, отовсюду проглядывает красный кирпич. На остатках штукатурки надписи: «Люда + Гена», «Валера — стукач. 1973» и десятки других. Это не единственное святотатство: во время раскопок из храма вывезли гору старого тряпья, битой посуды и другого мусора. Бессмысленно задаваться вопросом, как колхоз «Заря коммунизма», на чьем балансе находился после войны храм, позволил съемочной группе устроить здесь взрыв. Тогдашняя власть и сама хороша: сначала использовали церковь как склад сельхозпродукции, молотилку, а потом как обычную свалку.
Отец Андрей показывает откопанный подземный ход. По легенде он ведет к дому священника, в котором сейчас размещается зембинский детсад. Так ли это — предстоит проверить. Еще артефакты перед моими глазами — человеческие останки, аккуратно сложенные в пакет, пустые гильзы с немецкими надписями и четыре ржавые лимонки.
— Их вчера откопали, а сегодня ждем группу разминирования, — объясняет председатель Зембинского сельисполкома Людмила Городничук. — В этом месяце мы вызываем их уже в третий раз. Всего же за май в храме откопали 50 различных снарядов времен войны.
Фильм фильмом, но немцы на самом деле держали оборону в этом храме. На стенах — дыры от снарядов. Не от киношной войны, от настоящей. Поэтому Даниила Храбровицкого и привлекло это место.
— Когда начались съемки, для всего Зембина это было большое событие, — вспоминает Ольга Князева. — Место их огородили, и мы всей деревней прильнули к забору и наблюдали за происходившим, раскрывши рты. Конечно, Михалков всем запомнился: молодой, красивый, в военной форме. Потом и сам фильм ходили смотреть, правда, наш храм показывали всего пару секунд, не более.
Сейчас отец Андрей проводит службы в молитвенном домике, закрепленном за церковью, но верит в то, что храм святого архангела Михаила будет восстановлен не просто частично, а полностью. С просьбой о помощи он обращался во многие организации, и некоторые из них на нее откликнулись. Например, средства выделяли футбольный клуб «БАТЭ», СП «ФреБор», Гомельский литейный завод, частные фирмы. Это далеко не полный список спонсоров, но их пожертвований недостаточно. По проекту, разработанному еще в 1993 году, в пересчете на нынешние реалии на полное восстановление храма нужно около миллиона долларов.
— В октябре прошлого года мы отправили письмо за подписью митрополита Филарета Никите Михалкову. Просили и его оказать финансовую помощь, — вспоминает отец Андрей. — Конечно, никто не винит самого Михалкова в том, что во время фильма взорвали стену храма. В конце концов, не он же отдавал приказ это сделать.
Кстати, о самом фильме. Благодаря Интернету «Перекличку» сейчас может увидеть любой желающий. На черно-белой ленте прекрасно виден тот самый момент, когда грозный Т-34 проламывает стену храма, а потом выезжает с погнутым дулом из-под груды церковного кирпича. Далее кадры еще более жуткие: танк едет по крестам и могилам. Дело в том, что сразу за храмом действительно был именно такой пейзаж. Сейчас крестов нет, но мы фактически ходим по кладбищу. Ольга Князева не помнит, когда конкретно исчезли могилы — после съемок или еще до них. По бутафорским ли крестам ехал танк или все-таки по настоящим — сейчас сказать сложно.
Ответ от российского мэтра на письмо из Беларуси нашим священнослужителям не пришел до сих пор. Но по некоторым данным, Никита Сергеевич послание от зембинцев получал и о храме давно знает. Чтобы проверить эту версию, настойчиво дозваниваюсь в студию «ТРИТЭ», принадлежащую актеру. Увы, ссылаясь на занятость Михалкова, меня с ним ни разу не соединили. Правда, его помощники мою историю выслушали и от себя лично дали такой ответ: мол, никакого письма не видели, а о храме слышат в первый раз. А потом добавили — в неделю Михалкову, как в последнюю инстанцию, приходит по 3—4 письма с просьбой дать денег, и это уже порядком надоело.
Чего греха таить, — конечно, зембинцы рассчитывали хотя бы на небольшую помощь того самого молоденького танкиста Бородина, а ныне киногуру Никиты Михалкова. Не обязывали, не настаивали, а просто надеялись. Но как бы то ни было, храм святого архангела Михаила стоит сейчас, принесенный в жертву искусству. Тому самому, которое спасает, лечит и, как оказалось, разрушает.
-----------------------------------------
Комментарий в тему:
Ігар ЧАРНЯЎСКІ, кіраўнік Упраўлення па ахове гісторыка-культурнай спадчыны і рэстаўрацыі Міністэрства культуры:
— Я ведаю пра сітуацыю з храмам святого архангела Міхаіла ў Зембіне, але думаю, што гэта амаль што не адзіны выпадак такого кшталту ў нашай краіне, калі гістарычнаму помніку ці культаваму збудаванню наносяць шкоду падчас здымак фільма.
На жаль, рэспубліканскі бюджэт абмежаваны і не дазваляе аднавіць усе тыя помнікі, якія гэтага патрабуюць. Прыходзіцца шукаць сродкі. Напрыклад, мы заснавалі латарэю «Скарбніца», якая толькі за мінулы год дазволіла атрымаць 39 мільёнаў рублёў, якія пайшлі на рахунак аддзела культуры Навагрудскага гарвыканкама для правядзення работ у Навагрудскім замку.
Што датычыцца фінансавай дапамогі вядомых персон, гэта выдатна, што сярод іх ёсць людзі, неабыякавыя да культурнай і гістарычнай спадчыны. Напрыклад, сродкі ад канцэртнай дзейнасці на аднаўленне гістарычных помнікаў напраўлялі «Сябры», хор імя Цітовіча, Іна Афанасьева, Белдзяржфілармонія і некаторыя іншыя артысты.
-----------------------------------------
«Приход Храма Святого Архангела Михаила
в деревне Зембин Борисовского района
Минской епархии БПЦ»
Адрес прихода:
222133, Минская область, Борисовский р-н, д. Зембин, ул. Советская 11.
Тел. моб. настоятеля (+375 29) 68-68-227
УНП 600357966
Расчетный счет в белорусских рублях: 3015017044012
В ОАО «ПРИОРБАНК» ЦБУ 112 в г. Борисове, код 153001749,
Адрес банка: 222120, Минская область, г. Борисов, ул. Гагарина, 58 «Б»
----------------------------------------
На снимках вверху: стена, в которую въехал танк; тот самый Т-34 из фильма.
Фото: Евгения БЕРЕЗЮК, кадр из фильма
----------------------------------------
Так выглядит церковь в Зембине сегодня:
Отец Андрей и пролом в стене, сделанный киношниками:
Найденные при разборе завалов мины:
Таким был в 1965 году Никита Михалков:
Кадры, в которых фигурируют Т-34 и зембинская церковь:
А снимала картину киностудия «Таджикфильм»: