![](/upload/iblock/535/5359ad1a8d29bb4822031076811ac073.jpg)
Недавно ученые из Великобритании, Италии и Нидерландов провели серию экспериментов с участием 2300 учеников шести итальянских школ в возрасте от 5 до 17 лет. В частности, использовали тесты на математические способности. Результаты удивили: ученики-левши, которые традиционно считаются классическими гуманитариями, справились со сложными задачками гораздо лучше, чем технари-правши. Что делать с этой информацией, ученые пока не определились, поскольку она не вписывается в норму. Вполне возможно, что ее просто отнесут к так называемым феноменологическим данным — тем, которые не подтверждаются многократными опытами, а считаются эпизодическими. Но, как говорится, есть о чем подумать.
Нашему мозгу присуща латеральность — функциональное разделение на левую и правую стороны. Из-за этого у человека есть ведущая рука, а также ведущая нога, ведущее ухо и даже ведущий глаз. По-научному это называется “двигательной ассиметрией”. Ультразвуковые исследования плода в утробе матери показывают, что уже с девятой недели большинство малюток начинают шевелить правой рукой, а к 15-й неделе — сосать палец этой же руки. И только незначительная часть проделывает то же самое с левой рукой.
Однако точно определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5—2 лет. До этого возраста детям характерна “оберукость”. На эту особенность взрослые мало обращают внимания, но факт остается фактом: малышу абсолютно все равно, какой рукой пользоваться. Более того, дети предпочитают то правую, то левую руку в качестве рабочей периодами от 1 до 3 месяцев. И только по мере взросления организм окончательно определяется, какая рука будет ведущей — ею в конечном итоге малыш рисует, причесывается и ест. Чаще всего побеждает правая — по статистике, таких людей на планете около 90%. Численность левшей колеблется в пределах 10%. И очень маленький процент населения умеет с одинаковым успехом пользоваться обеими руками — это так называемые амбидекстры.
Откуда же берутся левши? Рабочих гипотез порядка пяти, причем ни одна из них не является ведущей. Наиболее интересны три. Первая — теория наследования. В семьях, где один из родителей левша, рождение такого ребенка более вероятно. К настоящему времени открыто около сорока генетических локусов (местоположение определенного гена на генетической или цитологической карте хромосомы), связанных с предпочтением левой руки. Среди них — ген PCSK6, участвующий в формировании оси симметрии право — лево, и ген LRRTM1, ответственный за организацию синапсов (место передачи нервного импульса между двумя клетками) в определенном типе нейронов мозга. В пользу генетической теории говорит и тот факт, что среди населения Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах мира, в то время как в Западной Европе и Африке их намного меньше.
Вторая теория названа именем американского невропатолога Норманна Гешвинда. Согласно ей леворуким ребенок может стать вследствие скачка уровня тестостерона в организме матери во время беременности. Кстати, Гешвинд считал, что в данном случае тестостерон сильнее всего воздействует на мальчиков, тормозя развитие левого полушария. И действительно, по статистике, среди левшей преобладают мужчины.
Третий вариант — эволюционная теория ассиметрии Вигена Геодакяна. Она гласит, что и праворукость, и леворукость — это нормальные адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. Проще говоря, природа любит разнообразие.
Так чем же мы отличаемся? В общепринятом понимании правши — люди, у которых ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ и математические способности. У левшей “рулит” правое — это творчество, воображение, образное мышление, восприятие музыки и цвета. Главенство одного из полушарий определяет не только умственные способности, но и наш характер. Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, глубоко переживают негативные события, легко обижаются, подвержены влиянию настроения окружающих. Правши более практичны и стабильны. С точки зрения функциональных особенностей мозга считается, что преобладание определенной руки затрагивает способ человека думать. Праворукие обрабатывают информацию, используя линейно-последовательный метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана, прежде чем перейти к следующей. А левши используют визуально-одновременный метод, в котором несколько мыслей обрабатываются параллельно. Подтверждение этого — пример левши Гая Юлия Цезаря, который прославился умением делать несколько дел сразу.
КОМПЕТЕНТНО
Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, доктор медицинских наук, профессор:
![](/upload/iblock/a4a/a4a70b08d665345f46eb243bd69c6b5a.jpg)
Сразу оговорюсь: это вовсе не означает, что левши умнее правшей. В конечном итоге успех в жизни (что у нас принято ассоциировать с наличием недюжинного ума) зависит от многих факторов. И ребенок-левша вовсе не обязательно вырастет гением. Но у левшей, ко всему прочему, более ярко выражена интуиция. Если уметь к ней прислушиваться, она способна подкинуть самую невообразимую идею. В сочетании с творческими способностями это и дает, если так можно выразиться, “коктейль гениальности”. Подтверждение того — многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые: Леонардо да Винчи, Владимир Даль, Наполеон Бонапарт, Лев Толстой, Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Михаил Ломоносов, Вольфганг Амадей Моцарт. И это далеко не полный список.
ЛЮБОПЫТНО
![](/upload/iblock/97b/97b4486e803ad2d52d2140c3828c9063.jpg)
bebenina@sb.by