Андрей Сыманович и пес Вольф.
Как было раньше
«СБ. Беларусь сегодня» не раз писала о том, как проводится исследование запаховых следов человека — одорологическая (или ольфакторная) экспертиза. В ее основе ольфакторный метод — исследование пахучих веществ с помощью обонятельных рецепторов животных. Специально обученные четвероногие специалисты, основываясь на принципе совпадения, под контролем человека и трехступенчатой системы проверки выбирают среди 10 вариантов такой же запах человека, как и заданный для поиска: должны совпасть запах крови подозреваемого и запах улики, найденной на месте преступления.
Почему и как собака сопоставляет два одинаковых аромата, пока не смог разгадать никто.
Но нужно признать: собачий нос — единственный доступный сегодня инструмент для проведения подобных исследований. Лучше, чем он, с этим не справится никто.
Чтобы провести экспертизу, прежде нужно подготовить предмет, найденный на месте преступления, — изъять с него запаховый след. Главный эксперт отдела исследования запаховых следов человека центрального аппарата ГКСЭ Андрей Сыманович говорит, что использовать для исследования сразу весь объект нецелесообразно. Именно поэтому этап сбора вещества с улики имеет не меньшее значение, чем сам момент, когда собака выбирает нужный запах. Раньше наши эксперты использовали для этого только метод аппликации: к предмету прикладывали адсорбент — кусочек фланели, которая вбирала запах. И закупоривали ткань в стеклянной банке. Таким образом запах мог храниться до 5 лет. Теперь процесс выглядит иначе.
Метод «холодного пальца»
«На этапе пробоподготовки мы берем предмет, помещаем его в стеклянную банку, сверху размещаем специальную стеклянную емкость с кусками адсорбента внутри, которую охлаждаем снаружи жидким азотом, — описывает новый способ Сыманович. — Затем из конструкции откачиваем воздух и нагреваем. Под воздействием тепла вещества начинают испаряться. По законам физики летучие запаховые вещества перемещаются вверх, конденсируясь на холодной поверхности, где собираются на поглотителе — кусочке фланели». Затем запах помещают в стеклянную банку, она может храниться годами. Для лучшей сохранности тару отправляют в морозильную камеру.
«Этот метод позволит нам более эффективно извлекать запаховые следы. Ведь ошибку мы допустить не можем, так как от результатов нашей экспертизы, особенно от категорических выводов о наличии запаха проверяемого человека на объектах, зависит его дальнейшая судьба», — говорит Андрей Сыманович.
И даже тот, который находится в порах предметов: раньше некоторая часть вещества, попадая в них, так и оставалась неизвлеченной.
Работы прибавится, рассказывает Андрей Сыманович: «Это более трудоемкий процесс, чем аппликация. Теперь нам придется приготовить точно таким же методом и вспомогательные пробы, чтобы они были максимально похожи на пробы, изъятые с вещественного доказательства».
Теперь эксперты смогут максимально полно извлечь запах, даже если на исследуемом предмете вещества совсем мало, а затем сконцентрировать его на адсорбенте.Еще один интересный нюанс. Не каждый предмет возможно поместить в стеклянную банку, поэтому эксперту в ряде случаев приходится изменять внешний вид или даже частично уничтожать исследуемый объект, что можно осуществлять лишь с разрешения инициатора экспертизы. Извлекая запах с помощью метода «холодного пальца», от предметов, возможно, придется отрезать кусочек, чтобы поместить его в прибор для изъятия запаха. И хорошо, если это будет что‑то из ткани. «Коллеги из Москвы рассказывали, — вспоминает Сыманович, — как к ним на экспертизу поступила гиря весом 24 килограмма. Им пришлось ее пилить, чтобы провести исследование».
Пока специалисты отдела рассказывают, рядом послушно сидит и слушает беседу молодой четверолапый эксперт, помощник Рубин. Он ничего не смыслит в методе «холодного пальца», но хорошо разбирается в методе холодного носа, которым способен сделать то, что не в состоянии осуществить ни один прибор. Но если новый способ поможет стать запаху пробы для него еще ярче, он только за. Андрей Сыманович уверен: так оно и будет.
В ТЕМУ
Райд идет по следу
В Борисове отличился служебный пес по кличке Райд. Немецкой овчарке удалось выйти на след подозреваемого в поджоге дома, а через день четвероногий сыщик привел милиционеров к хулигану, который разбил камнем стекло в тракторе.
Райду 6 лет. Все это время пес — верный сотрудник Департамента охраны. На его счету не один задержанный преступник. Но чтобы раскрыть два преступления подряд — такого в практике Райда еще не было.
В оперативно-дежурную службу Борисовского РУВД поступило сообщение от спасателей о возможном поджоге крыши строящегося дома в городском микрорайоне Север-3. На место выбыла следственно-оперативная группа. Как рассказал Денис Иванович, милиционер-кинолог группы задержания Борисовского отдела Департамента охраны, его напарник Райд взял след по отпечатку обуви, который возможный поджигатель оставил на месте преступления. Пройдя более километра, собака привела милиционеров к дому в соседнем населенном пункте. Там и был задержан мужчина, который позже сознался в содеянном. Поджигателем оказался 49-летний ранее не судимый местный житель.
Буквально на следующий день на улице 50 лет БССР в Борисове 44-летний работник на уборочной технике подметал тротуар и увидел, как молодой человек взял с клумбы камень и метнул в трактор. Разбилось заднее стекло, камень попал в водителя. Молодой человек скрылся. На место происшествия выбыл Иванович. Собака взяла след подозреваемого и настигла его во дворах на бульваре Комарова. Путь преследования составил около 750 метров.
Денис Иванович гордится своим питомцем: «Пес с характером. Очень хорошо ладит с детьми, но с людьми с плохим характером вряд ли подружится и может повести себя непредсказуемо. Но как служебная собака он незаменим». Любимое занятие Райда, помимо раскрытия преступлений, — забавы с игрушками. В качестве поощрения за проявленные достижения четырехлапый сыщик получил большую вкусную косточку.
isaenok@sb.by