Рожденные революцией

В вынесенном в заголовок выражении есть романтика перемен и тяжелое, мрачное настроение общества, в нем есть широкие возможности. Прошло столько времени, мы в новом веке, в новых реалиях. Добрая часть современного населения страны больший период своей сознательной жизни прожила с ощущением, что даже в однотонных советских условиях 7 ноября всегда отмечалось в календаре красным цветом.


БАМ, новые города посреди непроходимой тайги и Крайнего Севера. Великая Победа, полет Юрия Гагарина в космос. Все эти свершения на счету рожденных революцией. Говорят, СССР развалился, потому что мы переняли западный образ мышления — джинсу, а ту главную и самую чистую идею Красного Октября — новых открытий — забыли. Больше не надо было строить «магнитки», космодромы и подлодки, не надо было бороться с непроходимыми топями, бедностью и безграмотностью. Смыслы торжества утратили, а будни съели идейные запасы героев былых поколений.

Сильное государство всегда задает направление для общественной мысли, слабое — старается только выполнять запросы общества. У нас, у белорусов, сформировалось свое особое отношение к революционной дате. Это день, когда мы вспоминаем достижения октябрьских событий, но в то же время ясно подчеркиваем: революций у нас достаточно. А всю романтику и запал сублимируем в свершения. Помните, как в песне: «Жила бы страна родная, и нету других забот…» Время другое. Потребительское, комфортное? Революционное по отношению к человеческому сознанию и ценностным ориентирам общества. Ну нет, время выбрало нас — и мы его делаем под обнадеживающую и бодрую оркестровую сюиту советского композитора Георгия Свиридова «Время, вперед!». Мы, порой единственные из когорты стран, рожденных революционными преобразованиями, сохранили ту чистоту высоких нот Октября.

Светлые идеалы

Дважды в одну реку не войдешь, все течет и все изменится. Но наш Первый как в воду глядел, когда решил бережно отнестись к календарю советских дат. Сохранил память об октябрьских событиях. Не эта ли незабвенность своей истории — причина уважительного отношения к европейской Беларуси со стороны мирового гиганта Китая? Дело не только в их социализме. Китайский дракон смог расправить свои крылья именно благодаря изначально советской поддержке. Они не забыли это. Многие страны забыли советский период, а мы — нет. Второй момент — древняя цивилизация бережна к истории. Это нас тоже объединяет.

Вот и Пекин в красный день календаря презентовал Минску подарок: в рамках гуманитарного сотрудничества Беларуси и Китая открыт бассейн международного стандарта.

«Сегодня о социализме все больше и больше начинают говорить», — заметил Александр ­Лукашенко. Хотя, по словам ­Президента, еще в середине девяностых годов «просто топтали ногами все эти определения».

Сейчас мировой капитал сузился до глобального господства транскорпораций. Большая часть планеты ­превращена в плантации для наживы ненасытных воротил. И теперь вместо костра мировой революции навязывается философия мелкого лавочника. Вместо настоящего хозяина — менеджер‑временщик, спекулянт, торгующий интересами своего народа. К сожалению, дух «мелкого лавочника» теперь обосновался на американском Манхэттене и лондонской Гросвенор‑сквер.

Беларусь — это другое. Социализм — это не идеология ретроградов, это не просто уважение к прошлому, это еще система координат для стран. Как бы ни звучало старомодно, но борьба капитала и социального взгляда на общественное мироустройство продолжается. На одной чаше весов: человек человеку — средство для получения сверхприбыли, на другой: человек человеку — соратник.  
Рафинированный социализм — это и есть близкая для нас людскость. Значит, социализм по природе близок белорусской душе. Именно в таком виде и отражена чистота социалистических идей.

Правильное целеполагание

Правда, социализм не стоит путать с иждивенчеством. Глубинная мысль этой системы ценностей отражена схематично в дороге с разновекторным движением. Государство и общество — тебе, ты — государству и обществу. Площадки, бассейны, стадионы — это уже не традиция, это привычная ситуация. Теперь Дворец плавания! Государство выкладывается в забеге по созданию социально‑спортивной инфраструктуры. А результат? Почему спортсмены плетутся, а не бегают?

«Мы вам дарим солидный подарок, — обратился Александр ­Лукашенко к спортивной общественности. — Сегодня никто не мешает заниматься спортом и выигрывать. Я говорю: выиграйте у россиян (они же открыты для нас). Выиграйте у них, и я больше от вас требовать ничего не буду».

Революционный задор — вот чего не хватает спортсменам. Понятно, принципы Кубертена оказались под пятой функционеров. В спорте полно политики, состязаний фармацевтических компаний, даже буллинга на уровне стран. Что противопоставить такому неспортивному поведению? Дух к победе. Пламенный романтизм веры в свою страну. Это и есть признак философии социального государства. 

Но… сейчас время денег. Хорошо, скажет ­Президент и озвучит правдивую формулу отношения к материальным поощрениям: «Деньги есть. Деньги будут при всех сложностях. Народ наш не жалеет для спортсменов этих денег. Но нужен результат. Давайте результат. Вот вам не праздничный разговор. Мы ждем. И дело не во мне — народ ждет от вас солидных результатов. Будет результат — будет то, что вы просите».
Невозможно жить лучше, работая спустя рукава. Наверное, дело еще в целеполагании. Отношение к труду — это тоже характеристика социализма. Когда не за зарплату, а для раскрытия запросов личности, ее гармоничного развития. Не утратить этот огонек — значит не потерять себя.
Фото Снежаны Дашкевич.

Праздник с размахом

Коллективная консолидация через марафоны трудовых состязаний и спартакиады — это тоже советское наследие. Правда, сейчас это звучит по‑западному: тимбилдинг. Хорошо, что свой смысл оставили. Как рубка дров среди медиа: живо и вместе. Свежий воздух, бодрое настроение и мастер‑класс от Главы государства. В одном ударе — вся мощь лидера. В какой еще стране мира первое лицо государства с первого раза управляется с колодами старше Трампа или даже Байдена? Но даже рубить ­сплеча наш ­Президент советует вдумчиво.

Именно эта мудрость и позволила сохранить и капитализировать результаты и плоды «спадчыны», рожденной революцией. Теперь белорусы умеют создавать микрочипы и самые большие самосвалы в мире. А что с топорами? У нас, конечно, нет векового скандинавского опыта по их созданию. Но у них нет такого ­Президента, который залихватски и рубит, и колет. Сказал — сделали. В крепких руках Батьки — отечественный топор, который он оценил. Что называется, провел краш‑тест.

Для мировой политики это сенсация. Для Александра ­Лукашенко — обычная практика. Так Батька отдыхает. После мирового саммита или инспекции страны обладатель самого крепкого рукопожатия — топор в руки.

Праздник вышел с размахом. На этом марафоне единства медиалесорубов можно было встретить участников‑китайцев из информационного агентства Синьхуа. Колка дров не их фишка. Но друзьям из Поднебесной помог ­Лукашенко. Младший. Сын Николай сейчас студент по одному из самых перспективных направлений, но батькову науку не забыл.  
Дети белорусских управленцев с мозолями на руках. Это ведь тоже социализм. Когда ни дети, ни ближайшее окружение Батьки не отрываются от нашего исконного трудолюбия.
В таком духе социальной правды, как бы нам ни старались подкинуть дровишек, нашу страну не расколют. Потому что для Беларуси красный день календаря — это не про торжество идеологии, это про всеобщее согласие на исчерпанный лимит революций. А весь запал мартеновских печей — в созидание.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter