Действие модного в ту пору балета разыгрывается в китайском порту, куда прибывает советский корабль. Англичанин, начальник порта, замышляет убить советского капитана и нанимает бандита Ли Шан-фу. Но красавица Тао Хоа каждый раз намеренно или случайно срывает его злодейские планы, и в конце он убивает девушку. Китайская беднота поднимает восстание и свергает европейских эксплуататоров. Апофеоз. В небе расцветает цветок красного мака.
По правде говоря, сюжет глупейший, но сколько возможностей он дарит композитору и постановщикам! Здесь и китайские танцы, и чайная церемония, и вальс-бостон, и фокстрот.
Могила Крамаревских, www.kino-teatr.ru
По одной из легенд, представление задержали на несколько часов из-за того, что за кулисами спешно дошивали китайские костюмы. По другой версии, виноваты были комсомольские вожаки, которые непозволительно затянули торжественное собрание городского комсомольского актива. А поскольку спектакль прилагался к собранию, а не наоборот, артистам пришлось очень долго ждать.
Партию Ли Шан-фу на премьере танцевал сам балетмейстер, а Тао Хоа – его жена Людмила Крамаревская, которая позднее сыграла в фильмах «Война и мир» и «Москва на Гудзоне». В остальных ролях с самого начала были белорусские артисты.
Лев Михайлович Крамаревский создал балетную труппу Государственного театра оперы и балета БССР фактически из ничего. Возглавив в 1930 году балетные классы Белорусской студии оперы и балета, он переманил к себе танцовщиков из БГТ-1 (нынешнего Купаловского театра), учащихся хореографических классов Минского музыкального техникума и многочисленных любителей, учившихся балету так же, как и он сам, у частных педагогов.
Наставницей Крамаревского была знаменитая прима императорских театров Юлия Седова. Так что он вырос на крепких классических традициях и передавал их своим белорусским ученикам.
В итоге набралась труппа численностью свыше 100 человек, которая способна была решать довольно сложные художественные задачи. И когда Крамаревские уехали в Москву, новорожденный театр прекрасно обходился без них. Но благодарная память осталась на долгие десятилетия.