Скоростной бесперебойный интернет — неотъемлемая часть комфортной жизни, один из показателей ее качества. Поэтому в нашей стране активно развивается доступ к широкополосному беспроводному интернету, а главное — к бесплатному. В населенных пунктах, глубоко под землей в метро и на железной дороге… Корреспондент «Р» окунулся в океан информационных технологий, дабы добраться до истоков интернета с приставкой «социальный».
«Горячие точки»
Сеть Wi-Fi РУП «Белтелеком» сплетена из 680 тысяч точек доступа по всей стране. В том числе в Национальном аэропорту «Минск», областных аэропортах, на автовокзалах, в пунктах пересечения границы, гостиницах, санаториях, местах общественного питания, торговых центрах, на спортивных объектах, автозаправках, объектах придорожного сервиса, в отделениях банков. Пользователи могут раз в сутки бесплатно подключиться к точкам hot spot (англ. «горячие точки») на полчаса. Согласен, недолго. Однако этого вполне хватит, чтобы отправить мейл, сообщение в мессенджере или загрузить карту. После подключения к сети вы попадаете на портал авторизации, где вводите свой номер телефона. Тут же по SMS приходит пароль для входа в сеть. Так соблюдаются требования Указа № 60 в части авторизации и идентификации пользователей. Через SMS сделать это проще и удобнее всего.
Использовать одни роутеры пока не получается. Мощность оборудования физически ограничена типом связи в 100 мВт. На открытой местности это порядка 90 метров, а в лабиринте железобетонных многоэтажек зачастую радиосигнал Wi-Fi не проходит дальше 15 метров. Только представьте, каким количеством роутеров придется уставить один только Минск.
«Белтелеком» нашел решение, которое позволило сэкономить значительные средства на оборудовании. Некоторые домашние модемы еще и параллельно раздают точку доступа byfly WI-FI. Она лишь частично использует аппаратные возможности модема. Скажем, вы уехали на работу, модем включен — но нагрузки на него нет, тогда публичная точка забирает эти свободные ресурсы. Вернулись домой, стали качать, механизм оптимизации ресурсов урезает скорость публичной точки вплоть до минимума — 1 Мбит/с. Трафики изолированы друг от друга, скорость по тарифу абоненту гарантирована.
При передвижении по городу ваша сессия передается от одной точки к другой — срабатывает режим «хэндовер». В формате мобильной связи на это уходят миллисекунды, даже не заметите. Точкам хот-спота на такое перестроение требуется четыре секунды, поэтому иногда интернет тормозит.
Но у Вадима Шайбакова в запасе есть и хорошая новость:
— Сеть появилась в 2007 году, и тогда такой стандарт хэндовера был удовлетворительным. Однако технологии Wi-Fi прогрессируют, и время переключения между точками мы стремимся свести к 60 миллисекундам. Это позволит без задержек общаться, к примеру, по скайпу или вайберу.
Рассчитан бесплатный Wi-Fi на самые необходимые манипуляции в интернете — ответить в мессенджере, загрузить документ.
Путевой Wi-Fi
На Белорусской железной дороге сеть Wi-Fi обеспечивается более чем 160 точками доступа, установленными на вокзалах, станциях и остановочных пунктах, также она организована в 18 электропоездах серии ЭП. Беспроводной интернет в вагонах этих поездов — дело рук провайдера А1.
— Проект с БелЖД и «Stadler Минск» стартовал в 2016 году, — вспоминает события дней минувших Алексей Гапеенко, начальник отдела локальных решений этой компании. — В прошлом году мы оборудовали беспроводным интернетом 8 поездов ЭПм и ЭПр, в этом — еще 10 серий ЭПг и ЭПр. Это все Stadler в парке БелЖД. На данный момент мы занимаемся дизельными поездами PESA. Уже готовы три таких трехвагонных состава. Уверенно могу сказать, что до конца этого года все PESA будут обеспечены Wi-Fi. Вместе со Stadler это все поезда бизнес-класса Белорусской железной дороги. После дойдем и до вагонов локомотивной тяги, начнем с фирменных поездов.
Алексей ГАПЕЕНКО.
Разберемся, как же устроен интернет в вагонах. Схема проста: внешняя антенна принимает сигнал 3G с вышки, базовой станции, а маршрутизатор (роутер. — Прим. авт.) преобразует его в Wi-Fi и раздает пассажирам. Легко в теории, а на практике — не очень.
Вдоль железнодорожных путей, средь лесов и полей, низкий уровень приемного сигнала. Улучшить его можно только за счет установки новых базовых станций — высокие опоры и большая мощность. Сложный рельеф усложняет задачу мобильному оператору. В лесистой местности сигнал проходит всего на несколько километров. Дальше нужно строить подхватывающую базовую станцию для формирования зоны наложения сигнала.
Строить новые базовые станции — мероприятие далеко не дешевое: это затраты на проектирование, строительство вышки, ее транспортировка и установка. Иногда базовые станции устанавливаются в местах сложной геологии, а это дополнительные расходы. Плюс затраты на электрификацию вышки и аренду земли. Благо в этом проекте БелЖД разрешила провайдеру брать электропитание от своих сетей и строить базовые станции на своих участках возле путей.
В этом и кроется обоюдная выгода. Мобильный оператор предоставляет услугу беспроводного интернета БелЖД хоть и не бесплатно, но все же эта сумма несоизмерима с космическими затратами на строительство новых базовых станций. Главный интерес оператора — развитие его сети 3G, обеспечение в пути своих абонентов устойчивым покрытием мобильного интернета.
Максимальная ширина канала каждого сектора базовой станции — 42 Мбит/с в теории, по факту немного меньше. Однако этим ресурсом пользуются и абоненты оператора, мобильным интернетом нагружают канал, остаток же идет на нужды Wi-Fi. Скорость скромная, но и рассчитан бесплатный Wi-Fi на самые необходимые манипуляции в интернете — ответить в мессенджере, загрузить документ.
— Ради мобильности приходится жертвовать скоростями, — заключает мысль Алексей Гапеенко.
Для развлекательных целей в вагонах Stadler установлен бортовой медиасервер с локальным Wi-Fi. Без выхода в интернет вы сможете смотреть фильмы в высоком качестве.
Строить новые базовые станции — мероприятие далеко не дешевое: это затраты на строительство. проектирование вышки, ее транспортировка и установка.
Подземный трафик
Провайдер «Деловая сеть» в прошлом году запустил сеть Free Wi-Fi Minsk. Точек хот-спота куда меньше, чем у «Белтелекома», зато нет ограничений по длительности сессии. Трафик тоже не ограничен, качай сколько душе угодно, пока находишься в зоне действия точки. Опознать их можно по приметным наклейкам Free Wi-Fi Minsk. Больше ста локаций по Минску, десяток в стране. Но самое главное — на станциях метро «Октябрьская», «Купаловская», «Петровщина», «Площадь Ленина», «Уручье», «Немига», «Первомайская», «Автозаводская». До конца года в компанию к ним прибавится еще четыре станции метро: «Академия наук», «Могилевская», «Площадь Якуба Коласа» и «Каменная Горка».
— Проект имиджевый, нами движет гуманистическая идея интернетизации, — искренне заверяет Дмитрий Шильцев, заместитель генерального директора ООО «Деловая сеть» по техническим вопросам. — Частично доля затрат на проект отбивается за счет показа рекламы на портале авторизации.
Дмитрий ШИЛЬЦЕВ.
Оптоволоконный кабель идет до узла на станции метро, с которым связана точка по технологии Ethernet. Ширина канала на каждой станции — 100 Мбит/c. Правда, зона действия Free Wi-Fi — только на перронах, в тоннеле не ловит. Но и так хорошо, дареному интернету в маршрутизатор не заглядывают.
— Декоративные элементы на перронах мешают сигналу, например, мраморные изгибы на колоннах переотражают его, — поясняет Дмитрий Шильцев. — Образуется так называемая зона интерференции. Поэтому на сложных станциях, например на «Октябрьской», мы ставим точки с направленными антеннами. Кроме того, эти роутеры «держат» много пользователей и эффективно делят трафик между ними. Один такой маршрутизатор стоит 800 долларов. В вестибюлях возле турникетов установлены точки попроще. На станциях с низким потолком мы устанавливаем точки с всенаправленными антеннами.
За июль — 220 тысяч сессий на всех станциях. Особенно растет трафик к концу месяца, когда у людей истощаются тарифные планы мобильных операторов. Пики нагрузки беспроводной сети в метро — с 16 до 18 часов и вечером, с 22 часов до полуночи, когда ожидание поездов затягивается.
Также провайдер установил беспроводной интернет в автобусах по маршруту 300-Э, которые ходят от Центрального автовокзала в Национальный аэропорт «Минск». Всего таких автобусов семь. Как и везде, маршрутизатор принимает 3G и раздает Wi-Fi в салоне.