Никита Бедрин — будущая надежда российского автоспорта
Герой нашего нынешнего материала — Никита Бедрин, 18-летний россиянин, уроженец Белгорода, 7 лет назад переехавший на жительство в Италию, что позволяет ему сейчас выступать в «Формуле-3» с итальянской лицензией. Наше личное знакомство с ним состоялось в этом году на Гран-при Испании, а затем мы продолжили с ним общение на Гран-при Австрии. Так появились на свет это интервью и комментарии к нему менеджера российского гонщика, известного российского тренера по автоспорту Анатолия Алешина.
— Никита, расскажи про то, как началась твоя карьера гонщика?
— Когда мне было около пяти лет, папа пообещал купить мне игрушечную машинку. Но затем вместо этого предложил покататься на картинге. Сначала я несколько раз прокатился с ним на двойном карте. Мне это не понравилось, потому что было страшно: он ехал быстро, и я вываливался, так как был еще маленьким. Но потом я захотел попробовать сам, и это как раз мне очень понравилось. С тех пор я начал кататься даже с моей старшей сестрой. Она, конечно, ездила очень медленно, но мне всегда было весело обгонять ее и уезжать вперед. В шесть лет я уже попробовал гоняться на профессиональном картинге, не на прокат. Думаю, с этого все и началось.
— Какую роль сыграли твои близкие и семья в становлении тебя как гонщика?
— В моей карьере гонщика, кроме папы, никто из близких не сыграл значимой роли, так как никто из них не был связан с гонками или со спортом. Мой папа был боксером, и именно он помогал мне в начале пути. Позже, когда я начал ездить в итальянском картинге, появились спонсоры.
— Когда ты был маленьким и еще гонялся в картинге, запомнился ли тебе какой-то значимый и полезный совет, полученный от старших товарищей или других гонщиков?
— С раннего возраста у меня всегда был тренер, который, кстати, является мужем моей сестры. Он начал помогать мне с самого начала, и я думаю, что именно благодаря ему я всегда хорошо выступал в картинге. Особенно это проявилось, когда я выиграл в WSK Super Master Series. Перед гонкой у нас были тесты, и он посоветовал мне попробовать не блокировать колеса на торможении, что обычно делают в картинге. Поскольку было очень жарко, он предложил не делать этого. В результате я за счет этого выигрывал много времени. И это позволило мне победить на двух этапах подряд. Кстати, подобного рода полезные советы он часто мне дает даже сейчас. Несмотря на то что у него нет большого опыта именно в «Формуле», я все равно продолжаю с ним общаться и обсуждать разные вопросы. Фактически он мне во многом помог, чтобы я достиг того уровня, который сейчас имею.
В сложном 3-м повороте австрийского автодрома
— А если бы ты сейчас сам оказался перед начинающим гонщиком в картинге, то какие советы мог бы ему дать?
— У меня уже была похожая ситуация. Сын моего главного спонсора начал заниматься картингом, и я ездил к нему, чтобы помочь с тренировками. Самое важное — это понять момент, когда нужно тормозить и когда отпускать педаль тормоза, потому что изначально все гонщики сталкиваются именно с этой проблемой. Так что я бы посоветовал начинающему картингисту прежде всего уделить внимание торможению, так как скорость, с который ты входишь в поворот, влияет на всё.
— Какой момент в твоей жизни стал поворотным и дал тебе понять, что ты можешь добиться успеха в карьере гонщика?
— С раннего возраста я всегда ездил быстро и был одним из лучших пилотов. Поэтому всегда считал себя хорошим гонщиком. Однако после перехода из картинга в «Формулу» у меня были трудные годы, особенно первый. Ко всему нужно было заново привыкать и многому учиться. В картинге достаточно просто сесть в машину и ехать быстро. По крайней мере, так было у меня. В «Формуле» же нужно уже думать головой и принимать важные решения. Можно сказать, что с самого раннего возраста думал, что я очень достойный пилот. Однако потом после перехода в формульные гонки с открытыми колесами мне не сразу удавалось достичь успеха, у меня начали появляться сомнения в себе. И лишь потом, когда снова стало получаться, я вернул себе уверенность, что я все-таки хороший гонщик. В общем, я могу это сравнить с американскими горками. То вверх, то вниз, бывало по-разному.
Перепады высот австрийской трассы «Ред Булл Ринг»
— С переходом из картинга в гонки с открытыми колесами мы с тобой разобрались. А какие основные трудности тебе пришлось преодолеть при переходе из младших серий в «Формулу-3»?
— На самом деле, переход из картинга в «Формулу» — это действительно необыкновенный опыт. Но переход из «Формулы-4» в «Формулу-3» стал для меня тоже огромным и сложным шагом. Было непросто ко всему привыкнуть, особенно к тормозам, которые значительно жестче. Аэродинамика также работает гораздо лучше, и скорость в поворотах значительно выше. Самым сложным было сочетать торможение и скорость, с которой входишь в поворот, потому что в этой машине очень важно иметь хорошую внутреннюю скорость и хороший выход. В прошлом году мне потребовалось много времени, чтобы привыкнуть ко всем изменениям. Первую половину сезона я ехал не очень хорошо и часто проигрывал своему напарнику по команде. Однако к концу сезона я стал все чаще его опережать. И, несмотря на возникшие проблемы, в конце прошлого сезона я наконец-то набрал скорость и научился контролировать машину.
— Какие гонщики или команды служат для тебя примером для подражания, вдохновляют?
— Когда я был подростком, моим любимым пилотом был Макс Ферстаппен. Он тогда только начинал свою карьеру в «Формуле-1», ему было всего около 17 лет. Он мне сразу понравился, так как хорошо ездил. Однако со временем я перестал быть его фанатом. Сейчас мне нравятся Льюис Хэмильтон, Ландо Норрис, Оскар Пиастри и Алекс Албон. Все они отличные пилоты, и мне очень нравятся. Хоть и нельзя сказать, что я их фанат. Что касается команд, меня вдохновляют лучшие из них. Если команда лучшая, значит, это те, кто умеет добиваться успеха.
Закрытый парк «Формулы-3» после гонки
— А какие, на твой взгляд, качества нужны, чтобы стать успешным гонщиком?
— Чтобы стать успешным профессиональным пилотом, необходимо не только отлично ездить, но и эффективно работать с командой. Важно быть не просто гонщиком, который приезжает и участвует в гонках, но и активно взаимодействовать с командой, работать, обсуждать различные вопросы и заполнять необходимые бумаги. Чем ближе к «Формуле-1», тем важнее становится работа и взаимопонимание с командой.
— Какую роль играют переговоры с механиками и инженерами в подготовке к гонке?
— Подготовка к гонке с инженером играет очень важную роль. Мы обсуждаем всё: что он хочет сделать, что я хочу изменить в машине, в колесах, и т. д. Инженер также помогает мне, подсказывая, где можно ехать быстрее, а я делюсь с ним информацией о балансе машины. С механиками у меня меньше общения, так как инженер передает им все необходимые указания. У меня нет такого тесного общения с механиками, как с инженером.
Маршалы на трассе — самые внимательные зрители «Формулы-3»
— Каким достижением в своей карьере ты гордишься больше всего и почему?
— Моим самым значительным достижением в карьере можно считать либо победу в одном из крупнейших чемпионатов по картингу WSK Super Master Series, либо подиум в спринт-гонке в Венгрии в прошлом году. Та гонка на Хунгароринге мне особенно запомнилась, так как я проделал большую работу. Несмотря на то что Габриэле Мини и Габриэль Бортолето оказались быстрее меня, мы все втроем сильно оторвались от остальных. Я финишировал третьим, но тем не менее был очень доволен своим результатом, ведь это был мой первый подиум и первые очки в «Формуле-3».
— Как тебе удается поддерживать свою физическую и психологическую форму на протяжении всего сезона?
— Я всегда стараюсь тренироваться физически, когда нахожусь дома. Также я работаю с психологом от нашей команды, и ее помощь очень ценна для меня. Часто езжу в Италии в Виареджо, где занимаюсь атлетикой. Там тренируют пилотов, и посещение этого города особенно помогает мне перед гонками. Тренировки там длятся целый день, они подразделяются на специальные для психики и для реакции.
— Сложно ли тебе балансировать между гонками, тренировками и личной жизнью?
— Нет, мне несложно балансировать между всем этим, потому что это одна и та же рутина, к которой я уже давно привык. Я сам хочу тренироваться, чтобы быть в хорошей форме, и это как раз помогает мне в гонках. Всё, что я делаю, делаю для гонок. Я к этому привык, и меня это устраивает.
С опытом приходит и мастерство борьбы «колесо в колесо»
— А что у тебя с учебой?
— Я окончил в этом году русскую школу онлайн. Один на один с учителем. Сдал ЕГЭ по нескольким предметам. Мне дали аттестат. Продолжаю учебу в итальянской школе, а до нее ходил 2 года в англо-американскую.
— В чемпионате «Формулы-3» на данный момент ты еще не можешь выбрать номер для своего болида. Но если бы ты сейчас каким-то фантастическим образом оказался в «Формуле-1», какой номер ты бы себе выбрал?
— Пока точно не знаю. Я всегда использовал 15-й номер, но в последние годы мне с ним почему-то не везло. Поэтому в этом году я решил сменить его на 10-й номер в «Формуле-4» ОАЭ, и он мне понравился. Сейчас в «Формуле-3» у меня номер «27». Но если бы у меня был выбор, то я бы предпочел продолжить с номером «10», если к тому времени он будет свободен (в настоящее время в «Формуле-1» под этим номером выступает Пьер Гасли. — Прим. авт.).
— Никита, ты говорил, что у тебя были сомнения и трудности при переходе в «Формулу-3». Что помогло тебе их преодолеть?
— На самом деле у меня просто не было иного выбора, кроме как их преодолевать. Мне нужно было исправить ошибки, которые у меня были. Это было непросто, потому что при переходе из «Формулы-4» у меня был другой стиль вождения, который не подходил к нынешней машине. В «Формуле-3» болиды намного быстрее, и, конечно же, мне было тяжело перестроить свой стиль пилотирования, к которому я привык в «Формуле-4».
Инспекторы FIA проводят обязательный контроль соответствия регламенту
— Если бы ты мог что-то изменить в своем прошлом опыте, сделал ли бы ты это? Если да, то что бы ты изменил и почему?
— Конечно, изменил бы, если бы была такая возможность. Например, в прошлом году, мне кажется, что я слишком рано перешел в «Формулу-3», ведь мне едва исполнилось 17 лет. Первую половину сезона я часто проигрывал, так как мне не хватало опыта, чтобы ментально справляться со всеми этими трудностями. Морально для меня это было тяжело, ведь, по сути дела, я впервые в жизни видел, что мой напарник по команде ехал быстрее. Обычно на протяжении всей моей карьеры я был самым быстрым в команде. Это было непросто пережить, и я уже временами начинал думать, что я плохой пилот и уже все потеряно. Но оказалось, что надо было просто продолжать работать. Я так и сделал. Мне кажется, что осознание этого заняло слишком много времени. Но, осознав суть происходящего, я поехал быстрее.
— Какие у тебя отношения с другими гонщиками «Формулы-3»? Есть ли у тебя друзья или какие-то особые соперники?
— Мы дружим с моим напарником по команде Тасанаполом Интрапувасаком. С Джошуа Дуфеком у меня менее тесные отношения, но мы тоже дружим. С большинством пилотов из «Формулы-3» я не особо близок, но мы общаемся, например, кивая друг другу или перекидываясь парой слов. С новыми пилотами я общаюсь не так часто, но многих из них я знаю ещё с картинга. Однако называть подобные отношения дружбой я бы не стал.
Флаги молодежных чемпионатов F2 и F3 FIA
— Есть ли у тебя какие-нибудь традиции или ритуалы перед гонками, чтобы настроиться на успех?
— У меня нет особых ритуалов перед гонкой. Однако, чтобы настроиться, я всегда делаю разминку. Это помогает крови быстрее циркулировать и разогревает мышцы, что очень важно. Также у нас каждый день проходят рабочие обсуждения перед заездами, которые также помогают мне подготовиться к предстоящей гонке.
— Есть ли у тебя какие-нибудь конкретные планы или идеи на будущее?
— На данный момент у меня нет конкретных планов на будущее, так как первая половина этого сезона для меня прошла неудачно, за исключением Гран-при Мельбурна, который был очень успешным. Однако в других гонках, как в Монако или Испании, мне не повезло, что, разумеется, не способствует поддержке со стороны спонсоров. Поэтому по поводу следующего года я ничего не могу сказать, так как это решение зависит не от меня, а от команды, которая нам оказывает большую поддержку. Чтобы строить планы на будущее, мне нужно показывать хорошие результаты в этом сезоне. И я делаю все возможное для этого. Надеюсь, если продолжу успешно выступать, все будет хорошо. (Через неделю после этого интервью Никита выиграл гонку в Венгрии, доказав еще раз, что эта трасса — одна из его любимых в календаре. — Прим. авт.)
Ксения Русак и Никита Бедрин — снимок после первого интервью для холдинга «СБ. Беларусь сегодня»
— «Формула-3» и «Формула-2» являются самыми реальными ступенями для попадания в «Формулу-1». Но случается так, что чемпион «Формулы-2» есть, а вот место ему в «Формуле-1» не находится. Возьмем, к примеру, бразильца Фелипе Друговича, который после победы в чемпионате прошлого года FIA F2 не имеет права продолжать там свои выступления, но и контракта с командами Ф1 пока не имеет, оставаясь резервным гонщиком команды «Астон Мартин». Как ты относишься к подобному?
— В «Формуле-3» еще рано говорить о «Формуле-1». Надо этот чемпионат выиграть или хотя бы попасть в топ-3. Потом в «Формуле-2» хорошо проехать, чтобы тебя заметили, и набрать очков для лицензии. Поэтому здесь все должно идти этап за этапом, то есть step by step. В основном так все к этому относятся. В моем случае о «Формуле-1» мы даже речи пока никакой не ведем.
— Немаловажным вопросом для начинающих гонщиков является вопрос финансирования. Понятно, что в начале твоей карьеры в России, где ты выиграл дважды чемпионат, финансовую поддержку тебе могли оказывать родители. А после переезда в Италию, как с этим вопросом у тебя были дела?
— Действительно, первые гонки, пока я набирался опыта, у меня, конечно же, была поддержка родителей. Но когда пошли результаты, потом была и помощь со стороны. Я не знаю точно, кто и сколько, я не вел свои финансовые дела в силу возраста, но знаю, что нам помогали. В 2019-м я выиграл чемпионат Италии по картингу, на следующий год стал чемпионом WSK Super Master Series, тогда же занял 4-е место в чемпионате Европы по картингу. Понятно, что без спонсорской помощи участвовать на таком уровне было бы невозможно. Последние несколько лет моим менеджером является Петр Михайлович Алешин, который и договаривается с командами о моем участии в чемпионатах.
Ксения Русак, Владимир Васильев
После интервью с пилотом мы попросили дать несколько комментариев, а также ответить на наши вопросы и его менеджера, заслуженного тренера России Петра Михайловича Алешина.
Тренер и его подопечный — с верой в будущее
— Петр Михайлович, какие перспективы вы видите в этом году на фоне результатов Никиты в «Формуле-3»?
— Никита представляет сегодня новую команду AIX Racing, которая возникла практически на ровном месте, так сказать, с «нуля».
— Насколько мне известно, эта команда была куплена действующей и переименована?
— Да, на самом деле эту команду купили и переименовали. Но ее сделали на новой базе, все поменяли. В общем полностью переформатировали как раз этой зимой перед началом нового сезона 2024.
— В истории молодежных чемпионатов «Формула-2» и «Формула-3» частенько происходит, что команда меняет название, а сам менеджмент и персонал остается в основной своей массе прежним. Например, команда Russian Time, с которой Артем Маркелов стал вице-чемпионом «Формулы-2» и руководителем которой была хорошо известная нам с вами Светлана Стрельникова. Команда была 3 года назад переименована в Virtuosi, а сегодня это Invicta. Но, приходя туда, мы по-прежнему видим многих, кто был и в Russian Time.
— В нашем случае это по-другому. В этой команде нет инженеров, имеющих опыт гонок «Формулы-3». Поэтому задача Никиты в этом сезоне — в том числе и работа на развитие этой команды. Он является лидером этой команды, благодаря его усилиям происходит развитие инженерной стороны этого проекта, то есть становление инжиниринга нового коллектива. Поэтому здесь не все так просто.
— После известных политических событий и развязанной кампании против российского спорта российские гонщики сейчас вынуждены выступать под иностранными флагами, то есть с гоночными лицензиями других государств.
— Да, это так, но жизнь не заканчивается. Наши спортсмены остаются гражданами России. Это наши ребята, и они себя не отделяют от судьбы своей Родины.
— Наверное, в эмоциональном плане вашим подопечным не хватает возможности слушать российский гимн, когда они поднимаются на верхнюю ступеньку подиума…
— Да, положение сложное. И все же я убежден, что иностранные гоночные лицензии — это временное явление. Я верю, что в ближайшем будущем все встанет на свои места. Политика — штука очень переменчивая. Но я действую по очень известному принципу, который применим к подобной сложной ситуации: «Делай что должен, и будь что будет». Задача — чтобы не остановиться.
— После разрыва контракта команды «Хаас» с Никитой Мазепиным в «Формуле-1» прервалась так называемая династия российских автогонщиков, которую начал Виталий Петров, затем продолжили Даниил Квят, Сергей Сироткин и Никита Мазепин. Сейчас после 2-летнего отсутствия в «Больших призах» российских пилотов наши читатели внимательно следят за тем, у кого есть шансы попасть в чемпионат королевских гонок. Помимо все еще не теряющего надежду Роберта Шварцмана, вице-чемпиона «Формулы-2», кого из своих воспитанников вы можете назвать в роли возможных будущих кандидатов?
— На сегодняшний день ближе всех к «Формуле-1» находится Никита Бедрин. Он уже второй сезон гоняется в «Формуле-3». В «Формуле-4» неплохо едут Кирилл Гуцко и Макс Попов. В целом талантливых российских ребят не так уж и мало. Систему автоспорта можно сравнить с большим теннисом. Начинают карьеру спортсмены в России, а затем доходят до международного уровня и уезжают в Европу. Наш российский картинг вполне справляется с подготовкой наших спортсменов для международных соревнований. И они не теряются, попадая туда. А затем переходят на новую ступень, например, переезжают в Италию, где школа картинга более соответствует международному уровню.
Анатолий Алешин (слева) и Никита Бедрин (справа) уезжают с автодрома после окончания Гран-при
— Если я правильно вас понимаю, то главным тормозящим фактором помимо политических аспектов можно назвать финансирование?
— Пожалуй, да. Если раньше автоспорт поддерживался крупными российскими компаниями, всегда была спонсорская поддержка на международных соревнованиях, то сегодня, к сожалению, с этим большая проблема. И не только потому, что из-за санкций сложно решать вопросы официальных платежей и реализации спонсорской поддержки. Технически это можно было бы решить даже в этих условиях. Моя точка зрения такова, что российский автоспорт можно было бы поддерживать и без привычных рекламных щитов, плакатов и прочей атрибутики. Пока ситуация сложная, можно было бы просто поддержать финансово российских спортсменов. А потом, когда ситуация изменится, все вернется на круги своя.
— А что с поддержкой талантливых автогонщиков на государственном уровне? Например, со стороны Министерства культуры и спорта или Автомобильной федерации?
— По правде сказать, финансовой поддержкой от названных институтов вряд ли мог бы похвастаться кто-то из наших спортсменов. Главным образом финансовая поддержка была со стороны фирм, крупных негосударственных организаций.
— И все же, что делать в такой ситуации?
— Продолжать искать возможности и надеяться на лучшее.
Владимир Васильев.