Когда артисты приезжают в Донбасс, они дают понять жителям, что верят вместе с ними: у этой истории будет счастливый конец - убежден популярный российский певец и поэт с белорусскими корнями Стас Пьеха. О больше, чем миссии певца, своих впечатлениях от концертов в горячей точке, патриотизме и вечных смыслах артист рассказал в интервью корреспонденту sb.by перед выступлением во Дворце культуры города Молодечно.
- Станислав, вы как-то в интервью сравнили, что выход к зрителям для вас – удовольствие, сопоставимое со встречей с любимой женщиной после долгой разлуки. Молодечно стал одним из первых гастрольных городов в 2020-м году, когда после карантина у вас случилось долгожданное выступление. Прошло время. Что сегодня для вас значит выход на сцену?
- Это очень важная для меня история. Сейчас бы я аналогию переформулировал. Это как будто встреча с самим собой вот таким классным, хорошим, каким я на сцене бываю. Просто на сцене максимально безопасная атмосфера. Я как будто бы папа, а там семья сидит. И ты рассказываешь что-то. Уютно очень. Да, это как будто встреча с лучшей версией себя. И, конечно, я очень скучал по этому себе, потому что, когда ты дома, на лужайке, вот эта прекрасная часть куда-то девается, ее нет. Конечно, хочется, чтобы она была.
- А насколько отличается у вас контакт с залом в разных городах?
- Контакт определенно разный. Все зависит от конкретно пришедших людей на концерт. В некоторых городах тот костяк, который ходит на концерты, более эмоциональный, более включенный и с большим позволением на радость. А бывает, приходят люди суровые, либо очень взрослые, когда они громко не радуются. И потом, то, что я пою, это не совсем для слишком взрослых людей. Так может показаться, но, в общем-то, я довольно молодежно мыслю. И то, как мы преподносим на концерте даже известные песни, – это более шумно, модно. И иногда, когда слишком много зрителей из взрослого поколения приходит, им вроде и нравится, вроде и нет, они понять не могут.
- Как вы это понимаете?
- Очень разные реакции. Даже в рамках одного тура, в близлежащих городах. Никогда, конечно, не было так, что все плохо, никто не аплодирует. Просто очень неодинаковые и ожидания у людей, и темперамент. В Молодечно тепло встречают.
- «Стас Пьеха — это романтичные песни. Ничего подобного!» - сказали как-то вы. Если бы вам дали абсолютную творческую свободу, вы бы отказались от романтики в репертуаре?
- Нет. Романтика-то она разная может быть. Просто так вышло, что я эстраду пел, но внутри я совсем не эстрадный человек, потому что люблю и вырос на другой музыке. И, наверное, еще в утробе матери другую музыку слушал. А романтика мне присуща в любом жанре, и я бы не отказался от романтики. Я бы жанр поменял, это да. А я разную музыку люблю. Если бы мне сказали: пиши, что хочешь, и это будет тебя кормить, я бы писал, что хочу. Ни эстраду, ни шансон, ни хард-рок. Вот есть такая музыка инди – «независимая музыка», в которой нет конкретного жанра, но при этом она людям нравится.
На моих концертах люди понимают, что я не образ зацементированный, а человек с разными эмоциями и чувствами. Но ведь в масштабах всей страны на концерты мало кто ходит, поэтому есть некая предвзятость. Если бы ее не было, я бы много всего разного сделал.
- Мы знаем, что регулярно выходят сборники ваших стихов. Говорят, каждый поэт хоть немного да пророк. Например, Цветаева одним стихотворением могла определить судьбу. Случалось ли, что ваши стихи, песни предвосхищали какое-то событие в вашей жизни?
- Не знаю. В основном, когда читаю свои стихи, вижу, какой я был, чего мне не хватало, как я изменился. А чтобы там какие-то пророчества, но, наверное, что-то есть. Я просто не ищу пророчеств в своих стихах. Это картина моего мышления 10-20 лет назад. Мне всегда это очень интересно. Там есть и прикольные штуки. Я нахожу, что где-то у меня опыта не хватало, где-то мудрости, но где-то такое свободомыслие было, поток какой-то был. Сейчас такого потока нет, но есть знания. Я меняюсь, вместе со мной меняется и поэзия. И в принципе писать меньше хочется, но не хочется терять это умение. Иногда какие-то наброски делаю.
- Стас, появление новых песен, стихов у вас связано с реакцией на событие, историю, с переживаниями, переосмыслением чего-то волнительного?
- Сейчас, чтобы сублимировать какие-то ощущения и чувства, редко получается, слишком много усталости. Слишком много было эмоций за жизнь и переживаний. Может быть, будет новая страница в жизни, когда захочется прямо писать, но пока это задача, когда нужно поймать настроение, найти состояние и что-то делать.
Еще при этом обычно говорят о Боге, вдохновении. Может быть, один раз в жизни такое и происходит. Но это должно столько всего совпасть, чтобы случилось озарение, как рисуют в книжках. На самом деле писать песни, стихи - это определенный навык. Ты пишешь, потому что тебе хочется что-то создавать, самовыразиться именно через слова в какой-то красивой романтической форме.
- А что стало толчком к рождению премьерной песни «Не вставай на колени?»
- Собралось трое белорусов: Виктор Дробыш, певец IVAN и я, на треть белорус - мой дедушка Александр Броневицкий белорус. Виктор Дробыш и IVAN показали мне текст Натальи Касимцевой. Мне очень понравился припев, но я сказал, если я буду песню петь, то текст перепишу, чтобы он был единым целым. Мне он показался немного разрозненным. Очень крутой припев таким и остался, а куплеты я поменял. Получается, я соавтор по тексту с Касимцевой.
Наш любимый Николай Носков пришел послушать. «Как круто, - сказал он, - я тоже спою. А потом присоединился Игорь Романов, гитарист, который играл в рок-группах «Земляне» и «Алиса». И мы, Носков, IVAN, Романов и я, спели эту песню. А придумали ее фактически белорусы. Как мне кажется, она о мужских ценностях, о том, хорошем, чему нас учили в 90-ые: не подставляй, не предавай и никогда не прогибайся, держись своих принципов. Когда поешь новую песню, при этом соавтор, всегда волнительно. Вижу, что «Не вставай на колени» нравится, и получаю от этого удовольствие.
- «Гуманитарный конвой на Донбасс», «Шагни в огонь», «Родина», «Фронтовые подруги» – вы исполняете и военно-патриотические песни, приуроченные к определенным событиям. Они вам очень идут, чувствуется дух воина. Такие песни актуализируют патриотические чувства у публики.
- «Фронтовые подруги» - это вообще песня Ильи Резника и мужа моей мамы. Хорошая очень песня, которую написали прямо для нас.
В контексте того повода, по которому спеты эти песни, конечно, они глубоко отзываются в моей душе. Но сольный концерт у меня носит сугубо развлекательный характер. Можно расценить, правда, песню «Не вставай на колени» как и патриотическую. Но она все же больше про мужские принципы. Да, она философская, с моралью, но патриотизм для меня – это большее, чем восхваление Родины, потому что восхваление Родины часто бывает конъюнктурным. А патриотизм - это писать красивые песни, не похожие на западные, именно аутентичные, на русском языке. Когда я такие песни слушаю, думаю: «Как круто, у нас свое круче, чем там. Вот это патриотизм.
- Что в вас взрастило любовь к родной земле?
- Питер. Это мой город, в котором я родился и детство прожил, подростковый период. И в каждой песне, которую я пишу, я все равно возвращаюсь в Питер, потому что там первые эмоции, влюбленности, первые «прости» и «прощай». Они были особенно острыми. Там много было очень историй, и грустных, и веселых. Вообще в каждой песне, в каждом стихе есть какая-то часть Питера.
- Вы выступаете в Донбассе. Наверное, такие поездки для вас больше, чем просто миссия артиста?
- Это и миссия артиста, конечно. Каждый делает то, что умеет. Военный воюет, а артист поет песни. Но глобально это про большее. У жителей Донбасса существовало поверье, что, когда Солдат Победы на «Саур-Могиле» будет на месте, наступит мир. Мемориал восстановили, и эта вера укрепилась. И когда мы приезжаем, мы тем самым говорим: ребята, посмотрите, мы приехали, мы не боимся, мы поем для вас. Мы даем понять этим людям: мы все тоже верим вместе с вами в то, что будет счастливый конец у этой истории. Стараемся поддержать их морально и физически, ведь сам факт нашего присутствия там дает спокойствие.
Например, мы были в Старобельске. Больше восьми лет длится там этот ужас. Столько они живут в состоянии непонимания, какого-то бермудского треугольника, как будто потерялся кусок земли. Понятно, что параллельно идут боевые действия, спецоперация, но вот мы приехали, концерт, и они так прямо все ожили. Я вижу на лицах, они так соскучились по этим эмоциям, по всему. Наверное, это такая очень важная миссия, не просто обычный концерт. Как будто мы какую-то надежду приносим, и это круто. Хоть мне и волнительно было по-особому, но все равно хорошие чувства были.
- А страшно было?
- Да нет, наверное, я почему-то не боюсь. Мне кажется, что тут уж судьба. Я делаю свою профессию. Я еду с большим количеством специалистов, чего бояться. Тут все на волю Бога.
- Что вы открыли для себя в людях, живущих там?
- У меня всегда были хорошие впечатления от Донбасса. Все эти восемь лет мы давали там концерты, немалое количество. И всегда такое ощущение было теплое, и хотелось сказать: приезжайте к нам, будьте с нами, потому что они настолько растерянными казались. Вечный комендантский час, постоянные бомбежки с утра до ночи. Столько жить в этом. И мне хотелось всех обнять: ребята, все будет классно. Надеюсь, что так и будет.
- Ваши клипы очень психологичны, с символичными, где-то архетипическими образами, как хорошее кино. Проживая в них чувства лирического героя, удается ли пережить свои переживания? Насколько ваше творчество целительно для вас?
- Сложно сказать. На данный период жизни, наверное, меньше, чем хотелось бы. С другой стороны, когда ты что-то создаешь, ты созидаешь. Конечно же, это исцеляет. По крайней мере, нервную систему, психику. Это привносит чувство самоценности, что ты что-то порождаешь. Не просто употребляешь, а даешь. Особенно, когда получается классно, тогда вдвойне внутри наполненность, а наполненность, она, естественно, исцеляет.
- А вам известны какие-то конкретные истории о том, как ваши песни на других повлияли?
- Мне часто говорят: «мы под твои песни с женой встретились», «полюбили друг друга», «на свадьбе пели твою песню». Истории про отношения хорошие рассказывают. Я рад, что именно такую роль мои песни играют.
Мне очень важно, что мы сейчас везде даем концерты. И когда к нам приходят, когда случается эта магия, мы вместе поем, я вижу, что кому-то это надо, появляется желание писать, и эта муза пресловутая, и вспоминается что-то, и Петербург опять же. Здорово, что этот праздник в жизни длится уже много лет.
- В фойе Дворца культуры есть архивное фото с вашего первого концерта в этом городе больше десяти лет назад. На сцене с розой в руках вы напоминаете маленького принца из одноименной сказки Экзюпери. Маленький принц часто там повторяет: «Я был слишком молод. Я не умел любить. «Я научусь любить, я научусь любить», - поете вы. Как совершенствуется любовь, которую вы транслируете в ваших песнях, ведь большая их часть посвящена этой теме?
- Вообще любовь – это, в первую очередь, умение понимать и слышать свои истинные желания, а не то, что кажется, не предавать себя. Отличать некие защитные механизмы от того, что на самом деле хочется. Когда ты учишься это делать, то ты учишься и всех остальных окружающих понимать, их потребности. Для меня это сейчас про любовь. Наверное, это я стараюсь и в творчество привносить. Не что-то напускное, ни какой-то игрушечный мир людям давать, а настоящие ценности.
Фото: vk.com