Быть бдительными
— В последнее время мы все чаще слышим из-за рубежа угрозы о каком-то готовящемся силовом сценарии в отношении нашей страны. Что за этим стоит?— Давайте говорить откровенно: западные спецслужбы и их пособники из числа наших беглых пытаются реализовать подобные сценарии с 2020-го. Вопрос только в том, что и наши спецслужбы не дремлют, проводят соответствующие оперативные мероприятия и пресекают подобные попытки. Но если в 2020—2021 годах в диверсионно-террористической деятельности участвовали дилетанты, то сейчас подключили глубоко законспирированных профессиональных диверсантов. Запад выделяет на эти цели все больше средств и ждет результата. И здесь важно не только нашим службам безопасности, но и обычным гражданам быть бдительными, ответственными, лишний раз перепроверить все, что подозрительно. Ведь каждый выявленный подобный случай — это сохранение жизней конкретных наших друзей, соседей, близких, соотечественников.
— Цели и тактика действий за последние годы у диверсантов изменились?
— Они начинали с попыток подрыва объектов инфраструктуры и сбора информации. Теперь их цели становятся более широкими. Вспомним злоумышленника в Гродно. Он планировал серию терактов — от устранения должностных лиц до подрывов объектов инфраструктуры и организации экологических катастроф.
Теперь западные заказчики пытаются готовить наемников для подрыва самой государственности Беларуси. Интенсивность таких действий из-за рубежа может усиливаться с приближением у нас электоральной кампании. Мы это видим. Поэтому и проводится постоянная подготовка силовых органов, укрепляется граница, боеспособность нашей страны.
Жар чужими руками
— Некоторые сбежавшие из нашей страны граждане пошли наемниками воевать в Украину. Но их западные спецслужбы используют не только на поле боя?— Киев заинтересован вербовать все больше и больше граждан для своих военных целей. Но наемникам, вообще, стоило бы задуматься о собственной жизни и будущем. Зачем им быть марионетками в чужих геополитических играх?
Однако у киевского режима здесь есть конкурент в виде различного рода хоругвей, организованных спецслужбами Польши. Там идет вербовка граждан Беларуси с целью организации провокаций и диверсий у нас. Более того, Варшава пытается продвинуть идею, чтобы подобные террористические отряды планировали совершать свои действия не с польского, а с украинского плацдарма. На этот счет между Варшавой и Киевом даже существует конфликт, поскольку режим Зеленского понимает, что не в интересах Киева открывать хоть и гибридный, диверсионно-террористический, но еще один фронт на севере. А вот для Варшавы такой сценарий провокаций чужими руками и с чужих территорий очень даже приемлем.
Думаю, те, кто предал свою Родину и пошел служить в иностранные различные полки, хоругви, должны осознавать, что дух, боеспособность белорусской армии и общества высоки как никогда. Ведь все мы понимаем: выживание в нынешней чрезвычайной геополитической ситуации зависит от готовности защитить свое Отечество и дать отпор неприятелю.
Расплата неминуема
— Как наказываются у нас по закону участие в террористической деятельности и другие подобные деяния?— Терроризм, предательство Родины, попытка захвата власти — это те преступления, которые квалифицируются как особо тяжкие. К лицам, их совершившим, может применяться высшая мера наказания. Напомню только два случая. Взрыв в День Независимости в 2008 году и теракт в минском метро в 2011-м. Оба исполнителя этих действий (Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев) были приговорены к высшей мере наказания.
Если же проанализируем международную практику, то увидим, что нигде, в том числе в странах Запада, никто не церемонится с лицами, обвиняемыми в подобных преступлениях. К примеру, задержание 25 участников движения рейхсбюргеров в декабре 2022 года в связи с подозрением в подготовке госпереворота в ФРГ. Арестованным по этому делу в Германии грозят сегодня одни из самых суровых сроков.
Поэтому мое напоминание тем, кто еще не понял, что окружающий их мир — это не компьютерная игра: участие в диверсионно-террористических сетях является тяжким преступлением, которое всегда заканчивается очень печально.
В ТЕМУ
Как сообщил заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности Константин Бычек, КГБ фиксирует террористические проявления, но наша страна к таким вызовам готова:
— Их подготовка (террористов. — Прим. ред.) осуществляется на базе специальных подразделений и вооруженных формирований. В Польше это «Гром», в Литве — «Союз стрелков Литвы», в Украине — СБУ и подразделения украинской военной разведки. После получения первичной подготовки боевики проходят обкатку на поле боя на юго-востоке Украины. После чего возвращаются, становятся инструкторами, готовят террористические акты, разрабатывают планы вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь, в том числе и при поддержке регулярных войск указанных стран.
Комитет государственной безопасности этих людей знает, отметил замначальника в эфире телеканала «Беларусь 1»:
— Нам известны личности сотрудников спецслужб, осуществляющих их подготовку. Нам известны фонды, которые под благовидным предлогом финансируют террористическую деятельность. Комитет государственной безопасности фиксирует такие террористические проявления. Мы к этим вызовам готовы. По поручению Главы государства принимаем соответствующие меры. У беглых террористов и стоящего за их спиной коллективного Запада шансов нет. Мы обладаем достаточными возможностями для своевременной нейтрализации угрозы.
savostenko@sb.by