Фитотерапия - одна из немногих древних наук, дошедшая до нас практически в первозданном виде

Рецепты, проверенные веками

Фото Александра Кулевского
Практика применения лекарственных растений апробирована веками, а фитотерапия — одна из немногих древних наук, дошедшая до нас практически в первозданном виде. За тысячелетия наши предки изучили почти все растения, встречающиеся у нас, “чтобы ведати, како подобает лечити”. Достаточно сказать, что уже в первой аптеке на территории современной Беларуси, открытой в 1561 году в Пинске, готовили сложные лекарства растительного происхождения. А знаменитая фитоаптека в Рубежевичах Столбцовского района берет свое начало с 1875 года.

В 1960 году фитотерапия в Советском Союзе официально была признана “бесперспективной”. Тех, кто всерьез занимался травами, обвиняли в знахарстве. Это привело к тому, что к 1970 году на территории СССР остались только три фитоаптеки: в украинском Львове, литовском Вильнюсе и наша рубежевичская. Но история, как известно, движется по спирали. В корне изменило ситуацию Постановление Совета Министров Республики Беларусь “О государственной программе “Здоровье нации”, предписывавшее “расширить практику нетрадиционных методов (гомеопатия, фитотерапия и др.) в лечебно-профилактических учреждениях”.

И в медицине есть аксиомы на все времена. Недаром мы до сих пор цитируем Гиппократа и Авиценну. Утверждение личного врача Екатерины II, ученого-фитотерапевта, профессора Н.М. Максимовича-Амбодика — из того же ряда. Он еще в XVIII веке указал верный путь: “Если бы все врачи и лекари тщательно и прилежно повторными опытами испытывали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, то едва ли бы они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда бездейственных лекарственных веществ”.

Еще Гиппократ писал, что “медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы”. Эти слова — своего рода девиз и для известного в Беларуси и далеко за ее пределами врача-фитотерапевта Евгения Шмерко (на фото). Он прошел путь от санитара до специалиста Минздрава, был директором нескольких санаториев, но всегда в своей практике полагался на травы.

В медицину же Евгений Петрович пришел ради собственного спасения: получил очень большую дозу облучения, когда работал на объекте “Челябинск-40”, где была создана первая советская ядерная бомба. Ему, химику-аналитику, пришлось голыми руками выносить плутоний...

Распределение после медицинского института получил в деревню Большие Чучевичи Лунинецкого района. Врача в местной больнице не было лет семь. И пациенты начали объявляться один за другим. Пришлось освоить практически все специализации, принимать роды, переливать кровь... В Больших Чучевичах доктор Шмерко и начал впервые использовать лекарственные растения, заметив, что часто таблетки не дают должного эффекта. А трав-то в округе было вдоволь. В итоге больница вышла в лидеры, и Евгению Петровичу предложили место главврача в детском санатории “Сосновый бор”, тоже на Брестчине. Там вновь занялся травами: в санатории готовили 27 различных травяных сборов. Массажи, компрессы, ванны, настои, соки... Детей туда привозили со всего СССР. В те годы в “Сосновом бору” по методике доктора Шмерко пролечилось более 15 000 пациентов.

Сегодня Евгений Петрович стоит на том, что в нашем организме все органы и системы на клеточном уровне связаны между собой через кроветворную ткань. А потому и лечить человека надо в целом. Травы же нужно чередовать, чтобы максимально “заполнить бреши”. Именно доктор Шмерко ввел в фитотерапию такое понятие, как “чередование сборов”. Сегодня — сердечный, завтра — желудочный, затем — почечно-мочегонный, витаминный, грудной, печеночный и так далее. Нужно воздействовать на все органы и системы поочередно, чтобы получить от лекарственных растений максимальную помощь.

Таблетки тоже надо принимать только под “прикрытием” трав. Ведь можно и так сказать: наши недуги — результат дефицита одного из микроэлементов, которыми богаты растения. Скажем, к ломкости костей и деформированию скелета, образованию аневризм крупных артерий ведет нехватка меди. А ее много в цветках арники, барбарисе, плодах и листьях ежевики, женьшене, лимоне, семенах моркови и других растениях.

Всемогущий одуванчик

В большом почете у Евгения Петровича одуванчик — этот “златоглавый женьшень”. Он советует почаще (а лучше ежедневно) вводить его в меню: осенью и зимой — кофе из корней, весной и летом — салат из листьев и сок. Чтобы убрать горечь, одуванчик (листья вместе с цветками) замочите на полчаса в соленой воде. Затем пропустите через мясорубку и отожмите сок. Стакан выпивайте за день в 4 приема, а жмых используйте в салатах.

Очень просто приготовить и кофейный напиток из одуванчика. Корни подсушите (но не поджаривайте) минут 20—30 в теплой духовке. После этого их надо смолоть и заваривать, как кофе: 1—2 ч. л. на стакан воды. Такой напиток можно пить всю жизнь.

Одуванчик регулирует работу печени, кишечника и сердца, ускоряет холестериновый обмен, улучшает память. Плюс ко всему в нем содержится много кальция. А это уже профилактика остеопороза. Полезен одуванчик и при псориазе.

Серьезное подспорье

Огромная боль Евгения Петровича и все те, кого коснулась онкология. Надо понимать, что хирурги, удаляя опухоль, убирают лишь следствие болезни. А причина-то остается! После проведенной химиотерапии главная задача — нормализовать обменные процессы, происходящие в организме, укрепить иммунный статус, повысить защитные силы. Чем ниже падает иммунитет, тем активнее проявляется канцерогенная способность мутированных клеток. Поэтому травы показаны не только после химиотерапии, но и до нее — когда только поставлен диагноз. И есть травы, действующие онкостатично. Среди них — омела, полынь, чернобыльник, подсолнечник, солодка, калина, одуванчик, лен, календула, окопник, касатик, таволга, медуница лекарственная, береза повислая, кора и почки ивы, кувшинка белая, кубышка, клевер, яснотка, череда, дурнишник и другие.

Лечебны и грибы — боровик, свинушка, опенок, веселка. Растений действительно много, но использовать их надо очень грамотно и обязательно под контролем врача. Во время химии и лучевой терапии от настоек сильнодействующих растений (окопник, болиголов и др.) лучше отказаться.

Фото Валерия Коваленка

Индивидуальный подход

Вообще, доктор Шмерко предпочитает лечить не болезнь, а больного, индивидуально подбирая программу, в том числе для малышей. Фитотерапевт уверен, что не только недуги передаются по наследству, но и восприятие тех или иных растений. Правильно поступают те мамы, которые в период беременности принимают витаминные сборы. Дети, как показывает практика, рождаются здоровее. А потом эти же витаминные сборы хорошо давать и малышам: аллергии, как правило, не бывает. Дикорастущие растения более полезны, чем культивированные. Шиповник, боярышник, рябина, ирга, черника, земляника...

Вопросов к доктору Шмерко всегда очень много. Сегодня он щедро делится с читателями “Народной газеты” своими советами и рецептами.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter