Фото из архива «СБ»
Переход в цифру
Источником данных для электронных услуг является общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), с которой интегрировано 62 ресурса (к примеру, Регистр населения МВД, Торговый реестр МАРТ, Банк данных социальных выплат Минтруда).— База данных интегрируется с ОАИС и на основании полученных сведений оказываются электронные услуги. Чем больше баз данных, тем больше в системе появляется новых услуг, — пояснила специалист. — На едином портале электронных услуг сегодня доступно 563 сервиса. Если в 2022 году было оказано около 76,2 миллиона электронных услуг, то в 2023-м — более 127 миллионов. В среднем за месяц оказываем примерно 12 миллионов услуг. Мы видим интерес и желание белорусов взаимодействовать в цифре.
Когда люди готовы к переходу на онлайн-взаимодействие, то стремятся получить соответствующие атрибуты, которые позволят себя чувствовать комфортно в онлайн-мире. Речь идет про ID-карты, которые выдают в Беларуси на протяжении двух лет. В декабре прошлого года появилось мобильное приложение «Е-Паслуга», которое позволяет авторизоваться на портале с помощью ID-карты без дополнительного считывающего устройства.
— Это одно из главных достижений, о котором мы много говорили. Сейчас собираем обратную связь от пользователей. Пока приложение доступно только для системы Android, — отметила Светлана Караневич. — Добавлю, что в конце 2023-го проведена масштабная работа по ребрендингу и модернизации единого портала электронных услуг. Он стал более узнаваемым и ярким, переработан пользовательский интерфейс.
Кроме того, в прошлом году разработано и доступно на портале 40 новых электронных услуг и 227 административных процедур, за два месяца 2024-го — свыше 40 новых сервисов.
Еще доступнее
Электронные сервисы на портале реализованы в разных сферах. Среди наиболее популярных — земельно-имущественные отношения, труд и социальная защита, образование, здравоохранение, налоги, транспорт и не только. Для удобства пользователей сервисы сгруппированы по категориям.С каждым годом их количество на портале растет. В последнее время — в сторону административных процедур, акцентировала собеседница:
— В отношении АП в последнее время в Беларуси появилась существенная нормативная правовая база, регулирующая порядок перевода процедур в электронный вид. В распоряжении Премьер-министра № 119р указано, какие административные процедуры нужно перевести в цифру до 2025-го включительно. В ближайшее время будет опубликована новая редакция распоряжения, в которой мы ожидаем увидеть еще большее количество АП, подлежащих переводу в электронную форму уже в текущем году.
Наша задача — оцифровать все существующие в Беларуси АП, которых около тысячи. Из этого числа только 331 переведена в цифру.По ее словам, административные процедуры присутствуют повсюду. Например, к ним относятся получение лицензии, организация новой зарядной станции для электромобилей, вырубка дерева под окном, постановка ребенка на очередь в детский сад и так далее.
— Сейчас для получения этих процедур нужно собрать пакет документов, прийти в нужный государственный орган, подать их, а потом явиться повторно и забрать нужную справку, — сообщила Светлана Караневич.
Цифровизация же упрощает работу системы и повышает доступность услуг.
— Время движется вперед, появляются новые ресурсы и возможности, поэтому мы стремимся по возможности все переводить в цифру. Работы предстоит много. Государство способствует тому, чтобы количество АП, документов и сроки их осуществления сокращались, — заверила специалист.
В 2024-м планируется перевести в электронный вид примерно 140 административных процедур. В их числе одна из самых популярных процедур в Минске и регионах — постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, будут оцифрованы такие админпроцедуры, как снятие граждан с учета, освобождение граждан от платы за обслуживание лифтов, выдача справок о размере пособий, постановка детей на учет в детский сад, граждан по месту пребывания, обмен водительского удостоверения, регистрация и снятие с учета транспортных средств.
— Некоторые ведомства уже сейчас отказываются выдавать документы на бумаге и переходят в цифру. Например, в Министерстве экономики есть единый реестр лицензий, где содержатся данные о лицензиях в электронном формате. По этому пути двигаются и другие госорганы, — добавила собеседница.
Забота о людях
Говоря в целом о системе электронного правительства в нашей стране, Светлана Караневич отмечает, что Беларусь не перенимает слепо чужой опыт, а тщательно прорабатывает все и выбирает только самое актуальное:— Тем не менее есть общие постулаты, давно и прочно утвердившиеся в странах-лидерах в отношении развития электронного правительства.
По ее мнению, первый признак развитого электронного правительства — наличие единой электронной площадки для оказания государственных услуг:
— В нашей стране нормативно определено, что единый портал электронных услуг — единая точка доступа для подачи заявлений об осуществлении административных процедур и, соответственно, получения административных решений по ним.
Второе и не менее важное — единые инструменты идентификации (например, ID-карты). Беларусь вступила на этот путь. Кроме того, важно межведомственное взаимодействие, уверена специалист:
— Электронное правительство не может функционировать без мгновенной связи с разными ведомствами. Для этого у нас существует система межведомственного электронного документооборота.
В планах у специалистов Национального центра электронных услуг двигаться к еще большему упрощению, унификации ресурсов и систем.
— Если сейчас мы говорим про строгую аутентификацию (с использованием ключа электронной цифровой подписи, сим-карты с ЭЦП или ID-карты), то в будущем она будет биометрической, без каких-либо носителей информации, — рассказала Светлана Караневич.
Одно из запланированных мероприятий, которое в рамках госпрограммы будет выполнено до 2025-го, — реализация в стране проактивных сервисов, которые будут оказываться вне зависимости от обращения за ними.
— Реализация проактивных сервисов возможна благодаря наличию государственных информационных ресурсов и систем, которые содержат актуальные сведения о нас. Таким образом, государство знает о том, что у человека произошли перемены в жизни, и сможет предложить различные услуги, не ожидая обращения за ними. Для примера: когда человек переезжает в другой дом, ему нужно поставить ребенка на учет в новый детский сад, старшего ребенка отдать в новую школу и так далее. Так вот, данные о месте жительства уже обновились в информационном ресурсе, и государство само понимает, что нужно человеку. К примеру, предлагает с помощью SMS-сообщения ближайшие сады возле нового дома, — пояснила начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ.
Первые десять проактивных сервисов появятся в 2025 году, технические работы над ними уже ведутся.
semenkova@sb.by
Фото Национального центра электронных услуг