Гарри Трумэну, тогдашнему президенту США, еще на конференции в Сан-Франциско в апреле 1945 года «не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето».
Как видим, американские президенты ментально не сильно меняются, несмотря на то что время вокруг них течет. «Джеки, вы здесь? Где Джеки?»
Кстати говоря, «Польша, не участвовавшая в конференции, подписала Устав позже, успев войти в число государств — основателей ООН». Кому поляки должны бы сказать за это спасибо? Снова товарищу Сталину, но они не хотят.
В момент создания ООН «согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее». Единственное, что мешало, — это право вето у СССР как у члена СБ. Которое и осталось — в Уставе ООН, в мировой политике, в правилах жизни на планете.
Правилах, установленных великими державами консенсусом после Второй мировой войны.
В настоящее время снова поднимаются вопросы о расширении СБ, о реформировании СБ, о перелицовке СБ — цель та же: полное доминирование. Оно снова почти достигнуто, потому что в процесс вовлечены даже ставшие политическими вассалами США Франция и Германия.
Потому что экономика лежит в основе любой политики. Даже несмотря на: «Джеки, вы здесь? Где Джеки?»
В момент создания организации в ней состояла 51 страна. В настоящее время членами ООН являются 193 государства мира. И нет среди них, похоже, ни одного, которое хоть раз бы не сказало о назревшей реформе Организации Объединенных Наций.
Будет ли она или нет, и какая, и чего именно — покажет время. Пока же давайте поразмышляем над принципом «одно государство — один голос». Ведь это была одна из тех уступок, на которые в 1945 году вынудили пойти Советский Союз. Иначе в ООН еще тогда сразу были бы представлены с правом своего голоса и Беларусь, и даже, быть может, Татарстан, Башкортостан, Республика Саха и Республика Тыва...
Это не такой пустой вопрос, как кажется. Во-первых, британские доминионы вошли в ООН суверенными странами с отдельными голосами — а почему, собственно?
Во-вторых, в одном только тувинском Кызыле живет 120 тысяч человек. А во всем государстве Науру — 10 тысяч, у них даже столицы нет. А членство в ООН и такой же голос, как и у Индии, есть.
Территорию Якутии представляете себе? «На ней смогли бы разместиться такие государства, как Украина, Франция, Испания, Германия, Норвегия, Финляндия и Япония», пишут путеводители, но они не хотят, жалуются якуты.
Так ладно Тувалу площадью 26 кв. км (5 атоллов и 4 острова) является членом ООН и имеет отдельный голос. Но ведь и Монако со своими 2,02 кв. км площади — тоже!
А надо ли напоминать, что после завершения противостояния СССР — США все малые (или, как их даже официально называют, карликовые) государства каждый раз перед поездкой на Генеральную Ассамблею ООН стоят не только перед вопросами, что надеть, на чем ехать и где взять денег. Но и перед соблазном продать свой голос американцам?
При населении в три десятка тысяч человек получить 30 миллионов долларов — значит раздать каждому жителю по тысяче. Есть в Мировом океане такой остров, где не согласятся? США же их напечатать — на фоне госдолга в 30 триллионов долларов никто эти жалкие 0,0001 % и не заметит.
«Джеки, вы здесь? Где Джеки?»
Так что думать над реформой ООН надо уже сейчас. Хотя бы потому, что не будем думать мы — подумают за нас. И нас же потом будут наклонять выполнять. Свои «демократически» принятые решения. Хотя демократия там давно даже не ночевала.
И вот пример того, что именно так в мире и происходит. «Соединенные Штаты считают, что ход мировой истории в ближайшие десятилетия будет в значительной степени определяться событиями в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — такое заявление прозвучало недавно на совместном саммите США и островных государств Тихого океана.
«Мы также делаем несколько важных дипломатических шагов, — стоя, слава богу, на месте, объявил Джо Байден. — Горд объявить, что после соответствующих консультаций мы признаем остров Ниуэ и Острова Кука в качестве суверенных государств».
Вот. Считайте, еще два голоса Генеральной Ассамблеи в копилку США. А там, глядишь, и до временных членов Совбеза дойдет. А при реформе — и постоянных, чем черт не шутит. «Джеки, вы здесь? Где Джеки?»
Штаты явно к чему-то готовятся, для чего-то собирают голоса, зачем-то они им понадобятся.
Хорошо бы и нам понять зачем.
Потому что накипело.