Сейчас активно идет заготовительная пора: в лес отправляются за грибами, на болото – за клюквой. Каков он, «дикорослый» заработок, решила испытать на себе корреспондент «Знаменки», отправившись на болото гидрологического заказника «Ельня» в Витебской области.
С работой в деревне Красновцы Витебской области туго: мужчины ездят в соседнюю деревню Турково, женщины крутятся кое-как, зарабатывая на сдаче урожая со своего подворья и сборе ягод.
Ранним осенним утром деревня, находящаяся всего в нескольких километрах от болота гидрологического заказника «Ельня», словно вымирает. Можно битый час колесить по местным улочкам и не встретить ни одного человека! Десятки сельчан, вооруженных «комбайнами», ведрами и рюкзаками, отправляются на болото. Для одних тихая охота – основной заработок, для других – способ существенно пополнить семейный бюджет.
От дороги, где мы оставили автомобиль, до ягодного места – час пешим ходом. Ягодница со стажем Тамара Чабор ведет меня по просеке. Я стараюсь смотреть под ноги, ведь стоит зазеваться – и на безопасном на первый взгляд месте можно оказаться в болотной жиже по пояс. Провожатая развлекает меня страшилками – рассказами о своих похождениях по окрестностям.
– Как-то в молодости я пошла по клюкву и заблудилась. Помню, до позднего вечера плутала в поиске выхода.
– Чего стоит-то ваш риск? На ягоде можно заработать? – интересуюсь я.
– В городе на рынке ягоду продают дорого, но мне возить ее некогда, я сдаю ее в заготовительный пункт Белкоопсоюза по пять тысяч рублей за килограмм. Да и насобирать-то много пока не успела, ведь сезон только открыли, правда, есть люди, которые начали сбор еще до официального разрешения, так они уже по 20 мешков успели нагрести.
Ягода, собранная не в пору, зеленая и без витаминов. Со временем она, конечно, покраснеет, но сморщится от потери влаги за период хранения. А перед продажей ушлые торгаши бросают ее в воду – ягода наливается. На рынке такая клюква будет выглядеть как отборная. Высший сорт: и цвет, и форма понравятся покупателю, который выложит за нее немалые деньги.
На первый взгляд, в технологии сбора ягоды ничего сложного: увидел, наклонился и сорвал. Однако наполнить 10-литровое ведро этой осенью – непросто. Старожилы говорят, что ягода нынче не уродила – слишком много влаги на болоте. Да и в более урожайные годы клюквенный промысел легким не бывает. Работа не для неженок и белоручек. Женщины собирают клюкву с утра до самого вечера, пока солнце не зайдет. Присесть отдохнуть на болоте негде. Садишься на купину, а она оказывается мягкой – и ты в воде.
Прошло всего несколько часов, а у меня начали коченеть ноги. Кажется, что резиновые сапоги стали на пару размеров меньше. Не помогают ни теплые носки, ни вязаные подследники. А почти пустое ведро совсем расстроило.
У «коллеги» Тамары Михайловны дела идут куда лучше. За ягодами она выбирается нечасто – только когда нужен дополнительный заработок. Сегодня она на болоте для того, чтобы купить внуку к зиме теплые вещи. Я прерываюсь, с трудом разгибая спину, а она продолжает собирать клюкву – хочет все-таки до краев наполнить свое восьмилитровое ведро.
Впрочем, собрать ягоду – это не самое трудное. Попробуйте ее вынести с болота. Ведь за один раз старательная хозяйка может набрать и шесть, и семь десятилитровых ведер! И сельчанки, зная, что труд будет оплачен, умудряются таскать и такие объемы на своих плечах.
Не «кислый» заработок
Получить солидное подспорье к пенсии или зарплате на сборе клюквы – реально. За килограмм ягод организации Белкоопсоюза предлагают 6-8 тысяч рублей в зависимости от региона.
– В урожайный год за один день я могу заработать двести тысяч рублей, – с гордостью говорит Тамара Михайловна. – Если учесть, что моя пенсия всего в два раза больше, то выгода походов на болото очевидна. Вот в прошлом году сдавать ягоду было совсем невыгодно: принимали-то всего по 2-2,5 тысячи рублей за килограмм. Говорили, что такие низкие цифры были обусловлены тем, что цена на европейском рынке на эту ягоду в прошлом году упала.
Тем временем солнце скатывалось все ниже, и Тамара Михайловна дала команду собираться домой. По пути с болота провожатая рассуждает о том, как выгоднее ягоду сбыть.
– Несмотря на то что пункты приема клюквы предприятий Белкоопсоюза есть почти во всех деревнях, сдавать ее туда «тихие охотники» не спешат, – говорит она. – Кроме того, чтобы ягоду принял магазин, она должна быть подсушена, очищена от веток и мха. А еще приемщик сделает скидку на усушку. Ну кто ж к ним пойдет на такие условия!?
Наверное, поэтому многие сборщики предпочитают сдавать ягоду частным скупщикам, которые предлагают цену чуть выше, чем государственная организация, и не сбрасывают вес.
– Выгоднее всего отнести ягоду на рынок, – резюмирует Тамара Михайловна. – Например, на рынке литровая банка клюквы весом 300 граммов стоит 5 тысяч рублей, следовательно, килограмм – 15 тысяч. С учетом того, что предприятия Белкоопсоюза готовы дать в три раза меньше, выгода очевидна.
Жаль, что у меня не получилось собрать больше пяти литров ягоды, и поэтому не стоял вопрос, кому ее сдать. Свой «улов» я перетерла с сахаром и поставила в холодильник, чтобы зимними вечерами отогреваться и бороться с простудой.
Что еще можно сдать заготовщикам?
Самый простой вариант получить деньги за излишки урожая яблок – сдать предприятиям Белкоопсоюза. Правда, цены, которые установила организация, смешные: 130-150 рублей за килограмм. Вот и приходится бабушкам, которые не хотят за бесценок отдавать фрукты, сидеть у шумной трассы, продавая проезжающим краснобокие плоды по 2 тысячи за килограмм.
Чуть больше, чем Белкоопсоюз, предлагают винные заводы. Винзавод в Подсвилье скупает урожай у населения по 210 рублей за килограмм. Правда, доставлять яблоки, если их меньше двух тонн, нужно самостоятельно. Ну а если возможности доставить плоды нет, можно обратиться к частнику. Он приедет и купит у вас урожай яблок по 3-3,5 тысячи за тридцатикилограммовый мешок.
Картофель – без повреждений
Можно сдать и картофель, сегодня его принимают по 400 рублей за килограмм. Правда, по словам начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны Скиндер, картофель, который в нынешнем году будет востребован как на внутреннем, так и на внешнем рынке, принимается только не поврежденный паршой и проволочником. Урожай можно сдать в любом приемозаготовительном пункте или в магазине потребительской кооперации, а также разъездному заготовителю.
Правда, среди населения образ этого заготовителя вырисовывается смутно, потому что в деревне он – редкий гость. В основном урожай продают частникам за бесценок или везут на рынок в город.
Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото БЕЛТА