Реалии и мифы о БССР. О роли Беларуси в создании CCCР

Реалии и мифы

Продолжение. Начало в №№ 140145161174191206221, 232.

В преддверии столетия Белорусской Советской Социалистической Республики мы продолжаем развенчивать устоявшиеся вокруг БССР мифы и домыслы. Сегодня — очередная беседа с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом–корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.

Миф 9–й: О роли Беларуси в создании CCCР

— Игорь Александрович, многие западные советологи практически до конца существования Советского Союза считали понятия СССР и Советская Россия едва ли не синонимами. Остальные союзные республики воспринимались нередко как политическая формальность, совершенно несамостоятельные и целиком управляемые извне территориальные образования. Можно ли на примере создания БССР опровергнуть этот расхожий стереотип?

— Не только можно, но и нужно. Провозглашение СССР в 1922 году было очень важным моментом для белорусской государственности, до конца не осознанным и не изученным еще нашими современниками. Между тем важнейший при этом аспект — кто входил в число основателей Советского Союза? А это были три советские республики — Беларусь, Россия и Украина (и существовавшая тогда Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — ЗСФСР). То есть, невзирая на все интриги, противодействия (о которых мы говорили в прошлом выпуске), расчленения республики и прочие неблагополучные факторы, белорусское руководство добилось поистине невероятного. Когда формировалось новое федеративное государство, Советская Белоруссия стала одним из субъектов, создавших его. И поэтому именовать СССР «большой Россией», чем и сегодня грешат некоторые шовинисты, — это полное непонимание происходивших в 1922 году исторических процессов.



Между тем 16 января 1921 года в Москве в торжественной обстановке был подписан договор о взаимоотношениях Белорусской ССР с РСФСР — так называемый договор о военном и хозяйственном союзе. В нем говорилось буквально следующее: «Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, с одной стороны, и Правительство Социалистической Советской Республики Белоруссии, с другой стороны, исходя из провозглашенного Великой Пролетарской революцией права народов на самоопределение, признавая независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон и сознавая необходимость сплотить свои силы в целях обороны, а также в интересах их хозяйственного строительства, решили заключить настоящий союзный рабоче–крестьянский договор».


Плакат Петра Калинина,  1958 год.
При этом по настоянию белорусской стороны в договоре содержалась важная норма: «Оба государства считают необходимым объявить, что всеобщие обязательства, которые они будут впредь принимать на себя по отношению к другим государствам, могут обусловливаться лишь общностью интересов рабочих и крестьян, заключающих настоящий союзный договор Республик, что из самого факта прежней принадлежности территории Социалистической Советской Республики Белоруссии к бывшей Российской Империи для Социалистической Советской Республики Белоруссии не вытекает никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было».

— Иными словами, уже тогда, почти 100 лет назад, союзный договор четко оговаривал равное положение Беларуси и России в создаваемом сперва двустороннем, а затем и многостороннем федеративном союзе — СССР?

— Именно так. Договор, по сути, трактовал нашу ССРБ как равноправный субъект международного права, подчеркивал ее равенство с РСФСР. Конечно, можно спорить о том, насколько это равенство было реальным. Но как бы то ни было, очевидным был весьма существенный аспект: Советская Россия, по сути, отказывалась от исторического права на Белоруссию и ее земли. Отношения с Белоруссией устанавливала союзнические.

Дальше — больше. 24 марта 1921 года при Совете народных комиссаров РСФСР было создано Полномочное представительство Белорусской ССР — на основе упомянутого союзного договора. Инициатива при этом опять–таки принадлежала белорусской стороне. Представительству вменялось в обязанность защищать интересы республики на всех уровнях и во всех центральных органах. Целью была координация деятельности и обобщение практической работы органов и учреждений обеих республик. Это полпредство можно считать началом белорусской дипломатии: оно подчинялось Народному комиссариату иностранных дел БССР, входило в состав дипломатического корпуса РСФСР, пользовалось дипломатическим иммунитетом и привилегиями — и поддерживало официальные контакты с НКИД РСФСР и дипломатическими представительствами других стран, аккредитованными в Москве.

Особняк Ферстер–Михельсона 1899 года постройки  на Малой Никитской улице — здание первого Полпредства БССР в Москве. Ныне в нем располагается посольство Лаоса.

— То есть молодая Советская Белоруссия с первых лет своего существования последовательно формировала не только фундамент будущей независимости, но и собственный имидж на международной арене? Впору задаться вопросом, забегая вперед: а не это ли обстоятельство предопределило в 1945–м тот факт, что БССР даже вошла в число стран — основательниц Организации Объединенных Наций?


Александр Бурбис был заместителем наркома иностранных дел БССР и издателем газеты «Савецкая Беларусь».
— Естественно, и этот факт также способствовал тому. Равно как и огромные жертвы, понесенные республикой в годы Великой Отечественной войны. Но если вернуться к 1921 году, следует отметить, что с октября этого года Белоруссия самостоятельно участвовала в согласительных комиссиях по ликвидации пограничных инцидентов с Польшей. Причем есть факты, позволяющие утверждать: некоторые вопросы с польской стороной высшее руководство БССР решало самостоятельно.

Нельзя забывать и о том, что с целью сохранения суверенитета республики Народным комиссариатом иностранных дел БССР в начале 1920–х неоднократно делались попытки отстаивать республиканские интересы. Сохранились письма заместителя наркома Александра Бурбиса (в 1920 году он, кстати, участвовал в издании газеты «Савецкая Беларусь». — Прим. ред.) наркому иностранных дел РСФСР и СССР Георгию Чичерину о целесообразности решения вопросов, относящихся к Белорусской ССР, непосредственно с ее участием.

И все же главным вопросом взаимоотношений БССР и РСФСР оставался территориальный — вопрос возврата белорусских территорий. Этот вопрос постоянно поднимался белорусским активом — партийным, хозяйственным, общественным. И даже после создания Советского Союза руководство БССР делало все, чтобы территория Белоруссии приобрела привычные сегодня границы. В интересах белорусского народа и его государственности, подчеркивалось при этом. О том, что подобная принципиальная позиция в конце концов оправдала себя, поговорим в одной из наших следующих бесед.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter