Фактически форум “Минского диалога” стал самым первым шагом в долгом пути претворения в жизнь идеи, озвученной Александром Лукашенко в прошлом году на заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске. Суть ее заключалась в необходимости выработки новой системы международной безопасности, с которой согласились бы крупнейшие мировые державы, включая Китай, и которая устанавливала бы четкие правила игры в мировой политике и способы разрешения международных споров. Тогда его назвали новым Хельсинкским процессом, или Хельсинки-2. Если припомнить первые Хельсинкские соглашения 1970-х годов, то они тоже начинались с экспертного формата.
Проблема новой архитектуры безопасности в Европе (да и во всем мире) заключается в том, что раньше в истории новые международные системы возникали только после большой войны между великими державами, они вырабатывались странами-победителями на послевоенных конгрессах. Один из важнейших вопросов форума — возможно ли в принципе выработать новую систему международных отношений без прохождения через большую войну, но с помощью мер доверия?
Слово “доверие” на форуме в Минске звучало множество раз. Это ключевой момент для выработки новых правил в сфере региональной безопасности. Но важным фактором доверия является понимание. Важно понимать “красные линии” своих потенциальных соперников, то есть условные границы, пересечение которых обязательно приведет к горячему конфликту. Нужно отчетливо видеть и “оранжевые линии” — уязвимости и интересы государств, нарушив которые есть риск резко ухудшить состояние международных отношений и создать риски для обострения конфликтов.
На форуме были даны и некоторые конкретные рекомендации, касающиеся урегулирования “замороженных” конфликтов и адаптации существующих договоров и соглашений. В частности, эксперты предложили вернуться к переговорам по адаптации ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), юридически закрепить реальный уровень вооружений и войск, заморозить военное присутствие и снизить масштаб и частоту военных учений — что необходимо для укрепления доверия.
Место нашей страны в региональной безопасности также стало предметом обсуждения на форуме. Предоставление нейтральной площадки для такого рода дискуссий, как и для переговоров на высоком политическом уровне, — это жизненный интерес для самой Беларуси, поскольку любое содействие международному взаимопониманию и примирению отдаляет от наших границ потенциальный конфликт. В случае конфликта в Украине Беларусью также был сознательно выбран “ситуативный нейтралитет”, поскольку для нашей страны было критически важно сохранить хорошие отношения со всеми соседями и не дать конфликту разрастись до региональных масштабов.
Что касается нового процесса по реформированию международных отношений в глобальном масштабе, то пока рано говорить о наличии воли для новой международной разрядки, которая является необходимой предпосылкой для переговоров на высоком уровне. Но тем не менее, как и в случае с Хельсинкским процессом и переговорами по Украине, есть потребность в том, чтобы инициировать такие переговоры и предоставить свои услуги для организации переговорной площадки. И есть спрос на экспертный процесс обсуждения новой архитектуры безопасности. Это и стараемся делать мы в Беларуси. Состав участников и качество дискуссии на форуме “Минского диалога” со всей очевидностью продемонстрировали, что такой интерес есть. Это и внушает оптимизм.
Денис Мельянцов, координатор программы “Внешняя политика Беларуси” экспертной инициативы “Минский диалог”
МНЕНИЯТомас Гремингер, генеральный секретарь ОБСЕ
— Если форум в Минске в будущем вырастет в большой переговорный процесс, то это будет отличным вариантом. Мы должны вновь показать свою приверженность тем обязательствам и принципам, которые были выработаны во время Хельсинкского процесса. Ключ к безопасности — продвижение диалога. Его ярким примером может служить минское мероприятие. Мы благодарны Беларуси за эту площадку, потому что очень обеспокоены взаимоотношениями между странами в мире. Первое, что нужно сделать, — это не допустить эскалации ситуации. Поэтому диалог — то, что нам нужно.
Елена Коростелева, директор Центра глобальной Европы (Великобритания)
— Диалог позволяет людям пересмотреть политику, которая на сегодня существует и открывает совершенно новые горизонты для сотрудничества и кооперации: скажем, в рамках того же “Восточного партнерства” или двусторонних отношений с конкретными странами. Чтобы получить нейтральную площадку в формате “Минского диалога” очень важно попытаться избавиться от существующих стереотипов. И попытаться совместными усилиями найти нечто новое в плане ценностных ориентаций. Интересы безопасности нас всех объединяют. Минская площадка доказала свою эффективность. Такого рода общение уникально. Без этой возможности, без момента диалога нам невозможно прийти к каким-то новым форматам реализации политических решений.