Копаться в старых железках и собирать из деталей советских времен мотоцикл, достойный места в музее, — скучно и нудно? Наш герой из Березы Владислав ДУБНЕВСКИЙ доказывает обратное: главное, иметь страсть к любимому делу и чтить героизм предков. Владислава в детстве воспитывал строгий, но справедливый отец-военный. Семья нашего героя ездила по всему Советскому Союзу, восемь лет жила на Дальнем Востоке, а по окончании службы отца вернулась на родину — в белорусскую Березу. Купила там квартиру и обосновалась.
— Когда был маленьким, три-четыре года, папа сажал меня на бак мотоцикла и так катал, — вспоминает Владислав. — Впечатления от поездок остались на всю жизнь, оттуда, наверное, и моя страсть к мотоциклам.
Ближе к оригиналу
Базой для ремонта и хранения мотоциклов стал дом, доставшийся от бабушки. Началось все с реставрации «Иж-49». Тогда, по воспоминаниям Владислава, еще сын не родился. Искал запчасти по всему Березовскому району. В итоге из трех моделей удалось собрать один. Задача стояла амбициозная — сделать так, чтобы мотоцикл выглядел как можно ближе к оригиналу.Работа потребовала не только вложений, но и времени: на реставрацию ушло около двух лет. Зато результат превзошел ожидания. Во-первых, по внешнему виду и техническому состоянию модель не уступала музейным экспонатам. Во-вторых, «зверь» был абсолютно рабочим — какое-то время Влад на нем ездил, чем привлекал немало внимания окружающих: водители буквально выпрыгивали из своих легковушек, чтобы рассмотреть поближе раритет. Сейчас модель почивает на пенсии, а мастер относится к ней с заботой, например в холодное время года не выгоняет из гаража.Следом были «Минск-2» и другие модели. На стенке гаража, к примеру, висит мопед «Рига».
— А вот еще «Восход-3М» и односкоростной мопед, — указывает на байки Владислав. — У сына мотоцикл «Днепр», кастом без коляски. Ну и куда ж без моего первого «Иж-49»!
Есть в гараже и «Урал» с коляской. На его восстановление, по словам реставратора, ушло около 1500 долларов. Этот мотоцикл его любимый, потому что на нем можно ездить в любое время года. Словом, использует его Владислав и сейчас, к примеру, чтобы выбраться в лес подышать свежим воздухом.
Военно-историческая реконструкция событий «Здитовская оборона» в Березе.
Самое дорогое в байке
— В деятельности реставратора самое трудное — отыскать нужную запчасть, — подмечает Владислав. — На их поиски уходит уйма времени, и стоят они недешево. Ищешь на всех сайтах, даже в других странах. Люди загибают большие цены, понимая значимость раритета. Пересылают их по почте, пытаются обмануть, всучить не тот товар...А вот самое дорогое в мотоцикле — двигатель, а в нем — коленчатый вал, уточняет мастер. Если последний попал в руки умельца в хорошем состоянии, ему, считайте, повезло. Если нет, придется искать что-то на замену. А стоят валы сейчас от 300 долларов.
В целом к стоимости раритетных моделей Владислав относится философски. О том, сколько мог бы попросить за свою коллекцию, даже не задумывался — говорит, не продается ни за какие деньги:
— «Иж-350» выпускался с 1945 до 1949 года. Полностью отреставрированный, в рабочем состоянии стоит семь тысяч долларов. И покупатель найдется! Но дело в другом — его никакой реставратор не отдаст. Мастера вкладывают в мотоциклы столько труда и сил, что они становятся как дети. Разве можно продать ребенка?
На «Западном рубеже»
Помимо увлечения старинными мотоциклами, Владислав Дубневский занимается еще одним особенно важным в наше время делом — участвует в березовском военно-историческом клубе «Западный рубеж», в котором отвечает за мототехнику.— Для реконструкции событий Великой Отечественной, которые мы с клубом организовываем, нужны советские и немецкие мотоциклы. Конечно, оригиналы сегодня вряд ли сыщешь. Поэтому адаптирую модели производства СССР, чтобы хоть визуально они напоминали мотоциклы военной поры.
Владислав на реконструкциях сидит за рулем «Урала» 1984 года выпуска, на коляске которого установлен пулемет МG. Специально для напоминания о той эпохе мотоцикл максимально состарен — практически весь, кроме вилки. Мастер заменил бак, сиденья, сделал небольшой тюнинг, поставил мотор от модели К-750.
Отдельные элементы дошли до наших дней еще с военной поры.
— Например, эти подвесные канистры, — показывает Владислав. — Мы их только покрасили и обновили немецкие надписи, а так, конечно, выглядят как музейные экспонаты.
«Западный рубеж» поддерживает мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина» возле деревни Корочин в Ивацевичском районе. Участники клуба собирают зрителей и устраивают мероприятия, прославляя подвиг советского народа. Почему это нужно и важно?
— Молодое поколение забывает или не знает, кто такие фашисты, почему наши деды — герои, — с горечью отмечает Владислав. — На уроках истории изучают, но этого мало. Трагические и в то же время героические события минувших лет надо видеть своими глазами, ощущать их. В том числе и наш клуб наглядно напоминает, каким трудом прадедам далась Победа.К масштабным реконструкциям «Западный рубеж» привлекает учеников старших классов. По словам реставратора, школьники к этому отлично относятся, им все нравится. А после подобных мероприятий признаются, что они их здорово сплачивают, делают дружнее.
К слову, участвует в жизни клуба и сын Владислава Олег, которому в этом году исполнилось 23 года. Как удалось воспитать такого же патриота?
— Надо, чтобы дети брали пример с отцов, учились всему у них. А отцы в свою очередь думали головой и поступали по законам чести и достоинства, — заключает герой.
Дмитрий КАПИТАНЧИК, начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Березовского райисполкома:
— В нашем районе тема патриотизма занимает особое место. При этом стараемся, помимо привычных и традиционных, использовать новые формы и методы в этой работе. К примеру, 9 мая одним из центральных мероприятий в праздновании Дня Победы стала военно-историческая реконструкция, организованная клубом «Западный рубеж». Для нескольких тысяч зрителей воссоздали события 1944 года по освобождению Березовского района от немецко-фашистских захватчиков.
В Год исторической памяти в школах района проводили конкурсы сочинений «Память и боль белорусской земли», «Война в истории моей семьи». Их участники на примере своих предков смогли прочувствовать трагедию и героизм нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Лучшие работы публиковали на страницах районной газеты «Маяк», а победителей награждали ценными подарками.
В рамках проекта «Сохраним историю!», инициаторами которого стали РОО «Патриоты Беларуси» и Федерация профсоюзов Беларуси, члены Молодежного парламента при районном Совете депутатов и активисты БРСМ в памятных местах установили девять информационных табличек с QR-кодами, перейдя по которым с помощью смартфона можно прослушать аудиоролики о героических и трагических страницах военной истории Березовщины.
grudnitskiy@sb.by
Фото БЕЛТА