Аксиоматика научных результатов – задача архисложная. Но аксиоматика жизни еще сложнее. Для этого просто необходима мощная научно-политическая школа с сильным лидером, который обязан чувствовать дыхание жизни, напряженность политической обстановки, желания и чаяния людей. В Беларуси есть такая школа и есть такой лидер. Об этом 15 марта на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Республики Беларусь, заявил доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Александр Радьков.
Фото из архива «СБ»
Конституцию можно рассматривать как аксиоматику организации жизни и развития общества в одной отдельно взятой стране, отметил ученый:
– Система аксиом – это свод понятий, базовых, начальных утверждений и постулатов, из которых с помощью логически выверенных правил выводятся все последующие теории и получаются новые научные результаты. Если в науке удается аксиоматизировать ту или иную область знаний, это считается взлетом человеческой мысли. Например, еще до нашей эры Евклид аксиоматизировал все известные на то время знания по геометрии, Эйнштейн – теоретическую физику. А когда советский математик Андрей Колмогоров сумел аксиоматизировать теорию вероятности, его сразу признали гением.
Это аксиоматизация в науке, заметил Александр Радьков. И добавил:
– Но ведь христианские постулаты и заповеди – это те же аксиомы! И Статут Великого Княжества Литовского, написанный нашими предками, – тоже одна из первых проб поиска аксиоматизации общественных отношений. Научные результаты рождаются в научной школе. Таковой является группа ученых – молодых аспирантов, коренных кандидатов наук и маститых профессоров, объединенных работой над одной, крайне актуальной темой.
Но для продуктивной научной школы главное – ее руководитель, подчеркнул ученый:
– Знающий, опытный, наделенный мощной природной интуицией и с заметной силой воли ученый. Если нет такого лидера, не будет и значимых результатов работы всего коллектива. За руководителем – постановка задач, оценка результатов, организация исследований и творческого настроения коллектива. За ним и окончательное решение. Приведу пример. Руководителем советской школы ракетной техники был академик Королев. В свое время перед ним была поставлена задача посадить на Луну космический аппарат. Но вот незадача: неизвестно, Луна твердая или покрыта толстым слоем пыли? А от этого зависят конструкция посадочного модуля и успех всего проекта. В телескоп это не определишь, а ученые, которые специализируются на изучении Луны, разделились ровно пополам: одни «за твердую», а другие – «за пыльную» Луну. Королев молча выслушал доводы и тех, и других и размашисто написал: «Луна твердая». Его спросили, кто за это может поручиться. Он ответил: «Я!» И расписался. И оказался прав.
По словам Александра Радькова, аксиоматика научных результатов – задача архисложная. Но аксиоматика жизни еще сложнее:
– Для этого просто необходима мощная научно-политическая школа с сильным лидером. Именно он обязан чувствовать дыхание жизни, напряженность политической обстановки, желания и чаяния людей. У нас в стране есть такая школа и есть такой лидер. Еще в начале девяностых Александр Григорьевич почувствовал, какой должна быть наша страна, какими должны быть основные векторы развития нашего общества, как должен выглядеть и работать Основной Закон нашей жизни. Он как научный руководитель организовал работу над Конституцией - и она выдержала испытания временем, позволила стране интенсивно развиваться и устоять, сохранить независимость и суверенитет в мощнейших геополитических бурях, сотрясающих нашу планету все эти годы.
Эта Конституция работала бы еще долгие годы, заметил ученый:
– Но наш политический лидер чувствует перспективу, нацеливает на решение будущих задач. Сформировалось государство, окрепла экономика, производится с запасом продовольствие, развивается экспорт, обеспечена обороноспособность. Почувствовали свою значимость, ответственность за страну и ее будущее люди. Значит, их можно привлекать к решению не только местных, региональных проблем, но и масштабных государственных задач. Надо конституционно узаконить Всебелорусское народное собрание, по-новому отрегулировать баланс ветвей власти, но в то же время обязательно сохранить то, что люди безоговорочно приняли и поддерживают: сильную президентскую власть, суверенитет страны, многовекторную внешнюю политику, доступные для каждого человека образование и медицину.
Александр Радьков подчеркнул, что имел честь непосредственно участвовать в работе научной школы под руководством белорусского Президента. И не один раз:
– В частности, в составе рабочей группы по подготовке новой Конституции. В эту группу входили высшие должностные лица, министры, члены Конституционного и Верховного судов, парламентарии Национального собрания, лидеры крупных общественных объединений и маститые ученые-юристы. Мы были одной командой, но иногда принципиально расходились во мнениях.
Вот тогда мы шли к Президенту – нашему научному лидеру. И он всегда находил решение. Бывало, глубоко задумывался, даже брал работу на дом – но решения всегда находил. И эти решения были обоснованы, аргументированы, подкреплены примерами из богатейшей практики. Мы непосредственно видели высший полет научной мысли политического лидера.
Ученый также обратил внимание на тот факт, что для повсеместного признания научной школы требуется еще одно условие: международный авторитет ее лидера. Однако белорусскую научно-политическую школу знают во всем мире, подчеркнул он:
– Иногда саму Беларусь не знают, а Президента Лукашенко – знают. Могут с нами соглашаться или нам противостоять, с нами дружить или пытаться враждовать – но уважают все.
Александр Радьков высказал предположение о необходимости дальнейшего использования наработанного опыта Конституционной комиссии и рабочей группы для оценки работоспособности аксиоматики нашей жизни в виде действующей Конституции, осмысления ее будущего совершенствования.