Айрис даже внешне похожа на прославленную российскую пианистку, которая своей игрой очаровывала буквально всех, кто с ней соприкасался, — от Сергея Прокофьева до Иосифа Сталина.
«Надеюсь, не только внешне», — говорит Айрис, и я, не видя ее лица, слышу, что она улыбается. Мы разговариваем с ней, пока она едет в автобусе из Санкт-Петербурга в Минск. Третья четверть в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской академии музыки началась еще в понедельник. Но ругать Айрис за опоздание точно не будут: она возвращается с победой, хотя из всех полуфиналистов в своей возрастной группе была самой младшей.
— Откуда у вас такое интересное имя?
— Папа с мамой придумали, им понравилось звучание. Плюс цветок ирис очень красивый.
Она и вправду как экзотический цветок.
Когда ей было десять, родители выложили на YouTube ее исполнение шопеновского ноктюрна, и этот скромный ролик в считанные месяцы набрал 1000 лайков и 57600 просмотров. Комментарии сплошь восторженные: «Долго искал в сети идеальное исполнение этого ноктюрна и нашел не у пианистов с мировым именем, а у замечательной девочки из Минска... Браво!!!», «Рояль так волшебно звучит под ее пальчиками!», «Поразительно зрелое исполнение ноктюрна! Спасибо преподавателю и исполнителю. Успехов!». И, наконец, задорный комментарий от такой же девчонки: «Молодец!!!! Я тоже скоро буду это произведение учить!»
Талант Айрис Шадриной стал очевиден очень рано.
— Я хотела быть только пианисткой, — рассказывает она. — В три года я об этом заявила папе. Он купил пианино и начал учить меня нотной грамоте. В пять лет оказалось, что у меня абсолютный слух, и родители привели меня в Республиканскую гимназию-колледж. Я учусь там с подготовительной группы. Сейчас я в девятом классе…
— Папа музыкант?
— Нет, но он учился в музыкальной школе, сочинял песни — не только музыку, но и слова. И когда настало время выбирать профессию, выбрал лингвистику. Иногда он жалеет об этом.
Мама у Айрис тоже лингвист, училась в Минском университете иностранных языков. Родители познакомились еще в студенческие годы. Сейчас у них трое детей. Айрис старшая.
Средний брат, тринадцатилетний Ансельм, тоже учится в Республиканской гимназии-колледже.
— Сначала занимался фортепиано, даже лауреатом был, но потом перешел на хор, — рассказывает Айрис. — А младшему, Флорестану, полтора года, и он занимается только пением по ночам!
Музыка для Айрис — прежде всего эмоция.
—В четыре года я слушала адажио из симфонии Брукнера и вдруг начала плакать. Папа спросил, что случилось. Я ответила, что это такая грустная музыка, что слезы сами льются из глаз. Когда я играю, то прежде всего стараюсь погрузиться в музыку и передать то, что я чувствую, слушателям.
Но музыка это еще и дисциплина.
—Сколько часов в день вы занимаетесь?
— Четыре часа, а на каникулах и перед концертами стараюсь заниматься по шесть.
— Остается ли время и настроение на что-нибудь еще?
— Я слушаю очень много музыки! Композиторов любимых много, но прежде всего Шопен. Его очень много в моем репертуаре. Еще люблю Равеля. Из пианистов — Маурицио Поллини, Марта Аргерих, Микеланджели и Плетнёв. А еще Клаудио Аррау, у него прекрасный Шуман. В интернете замечательные записи, но особенно радуюсь, если получается попасть на концерт. Музыка —моя жизнь. Времени на что-либо еще почти не остается. В свободную минуту люблю читать художественную литературу. Еще люблю театр, особенно Большой.
— Оперу или балет?
— Даже не знаю, что больше.
— Я видела, что вы и в Эрмитаже с удовольствием бываете, и в нашем Национальном художественном музее…
—Общение с искусством для меня большая радость! Сейчас конкурс проходил в музыкальной школе имени Римского-Корсакова, где проходили когда-то концерты «Могучей кучки». Играть в таких стенах — особое удовольствие.
— Трудный был конкурс? Конкуренция высокая?
— Довольно трудный. К счастью, мой учитель Александр Евгеньевич Поляков хорошо меня подготовил. Член жюри заслуженная артистка России Татьяна Загоровская особенно похвалила меня за качество звука.
Еще бы! Через своих учителей Айрис Шадрина ведет свою музыкальную родословную от двух титанов — Ирины Александровны Цветаевой и Григория Ильича Шершевского. А дальше, на следующих этажах ее музыкальной родословной — Софроницкий, Игумнов, Лист, Черни, Бетховен… Впрочем, каждому поколению приходится проходить свой собственный путь, тренировать выносливость и волю.
— Самый трудный был Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица в апреле 2018 года, — рассказывает Айрис. — Там три тура, и по жребию мне пришлось играть три дня подряд, потом в четвертый день еще выступать в концерте лауреатов, а в пятый день играть на радио.
Не представляю, как тринадцатилетний ребенок может выдержать такую нагрузку.
— Да, было очень тяжело, но радостно, —соглашается Айрис, — потому что престиж конкурса очень высок. Я завоевала тогда третью премию и бронзовую медаль, плюс специальный приз — выступление в зале Альфреда Корто в Париже. А вообще, я лауреат уже более 10 конкурсов.
В их числе — VIII Республиканский творческий радиоконкурс «Маладыя таленты Беларусі» в апреле 2019 года, где Айрис стала лауреатом первой степени.
— Нынешний конкурс — это лишь малый этап к большим победам, — говорит учитель Айрис, директор Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки, лауреат международных конкурсов Александр Поляков. — Мы готовимся к более серьезным соревнованиям.
Мастер-класс выдающегося пианиста Бориса Блоха (крайний справа) в Республиканской гимназии-коллежде. Рядом с ним Александр Поляков
Остается лишь пожелать им обоим — учителю и ученице — большого успеха. Ведь конкурсная победа — это престиж музыканта, престиж школы, престиж страны.