Источник: Знамя юности
Знамя юности

Каски, фронтовые письма и комната памяти Кузьмина. В Дисненской школе собрали уникальную экспозицию, посвященную освобождению города

Пять судьбоносных дней

Не гроза тогда была из тучи,
Не вода бушевала в Двине.
Это гул наших танков могучий
Приближался с востока к Дисне.


Стихи об освобождении любимого города от немецко-фашистских захватчиков написал житель Дисны, ветеран Великой Отечественной войны Геннадий Демешко. Проникновенные строки бережно хранят в музее Дисненской средней школы Миорского района. Здесь же представлены военные письма, каски, фляги, документы. Отдельная комната посвящена памяти Героя Советского Союза командира роты 1-го танкового корпуса 159-й танковой бригады Михаила Кузьмина, благодаря отваге которого город был освобожден.

Смелый до отчаяния

Михаил Кузьмин

Имя Михаила Кузьмина знакомо, пожалуй, каждому местному школьнику, а девятиклассник Глеб Шведко до того увлекся изучением жизненного и боевого пути солдата Красной Армии, что написал исследовательскую работу, поднял архивные данные и теперь проводит экскурсии для сверстников.

С портрета кисти дисненских художников братьев Ахметьяновых на нас смотрит 20-летний жизнерадостный лейтенант. Он уже успел познать ужас войны, горечь потерь и ненависть к врагу. Глеб Шведко не устает удивляться перипетиям судьбы героя:

– О существовании нашего города Михаил Александрович даже не догадывался, пока судьба его сюда не забросила. Он родился и вырос в деревне Бортники Калининской (ныне Тверской) области в крестьянской семье. Еще до войны мечтал связать жизнь с военной службой. В автобиографии пишет: «Летом 1937 года (после окончания семилетки) был в пионерском лагере, где изучал военное дело и впервые полюбил его. Сдал нормы на все оборонительные значки. С этого момента я с нетерпением ждал призыва в армию и думал отдать всю жизнь службе в ней».

Глеб достает из конвертов письма матери Михаила Марии Васильевны, адресованные в 1980-х годах основателям музея. В них она вспоминает: «Был такой же, как все мальчишки, сорвиголова… Смелый был до отчаяния и очень упорный. Если поставил перед собой цель, то обязательно добьется… Миша стал работать в родном колхозе. Наравне с мужчинами пахал землю, сеял хлеб. Очень любил родную землю…»

Наверное, поэтому и рвался в бой. Листая в уме страницы автобиографии героя, Глеб находит этому подтверждение:

– Михаил Александрович написал, что ненавидит врага: «Мои родные места оккупировали немцы, и я ничего не знал о судьбе своих близких. Я понял: чем больше убью немцев, тем скорее освобожу своих родных из неволи».

За тысячу километров от дома


С таким же рвением, как за родной Калинин, он сражался и за Дисну, расположенную почти в тысяче километров от дома. В 1944-м старший лейтенант Кузьмин командовал ротой 1-го танкового корпуса. 23 июня войска прорывали оборону северо-западнее Витебска. После освобождения города Ушачи они были переброшены в Дисну. Пять дней шли бои за город. Танкисты уничтожили две артиллерийские установки, 12 пулеметов и много другой техники.
В экспозиции - военные письма, каски, фляги, документы


Школьник показывает на карте города, как это было:

– 159-я танковая бригада 1-го танкового корпуса, в котором воевал Кузьмин, получила задание взять Дисну 30 июня. Из-за того, что мост через реку был заминирован, надо было искать брод. Однако Кузьмину форсировать реку не удалось. Его танк сел на камень метрах в десяти от берега. Старший лейтенант не растерялся и, пользуясь неожиданно удачным положением (с его ракурса просматривалась вся река), взял на себя руководство операцией. Когда противник понял, кто руководит боем, открыл по танку огонь. К счастью, поразить его так и не смогли.

В архивных документах говорится, что в ночь с 30 июня на 1 июля солдаты Красной Армии попытались эвакуировать танк, но под минометным огнем врага этого сделать не удалось. Лишь следующей ночью получилось снять его с камня, и танк присоединился к боевым расчетам своей роты. К утру 4 июля город полностью очистили от захватчиков. За мужество, проявленное в боях за Дисну, старшего лейтенанта Михаила Кузьмина представили к званию Героя Советского Союза. Однако присвоение состоялось лишь 24 марта 1945 года, уже посмертно. Ему был всего 21 год.

Победы так и не увидел


Как бы тяжело ни было на вой­не, Михаил Александрович все время писал родным. В коллекции музея хранится пожелтевшее истрепанное письмо, которое он отправил матери и сестре буквально за несколько месяцев до смерти: «Живу хорошо, здоровье хорошее. Погода стоит неважная, в этих болотах столько комаров, что я их дома за всю жизнь столько не видел. Ну надеюсь, что предстоящие дни будут решающими. Немцам сейчас надо воевать на три фронта. Наш, в Италии и еще союзники, как вы наверное уже читали, высадились в Северной Франции. Мы победим!» (Авторская орфография и пунктуация сохранены).

Очень жаль, что победы Михаил Александрович так и не увидел. 8 октября 1944 года фашисты подбили его танк в литовском городе Шилале. Последнее, о чем попросил смертельно раненный солдат, – написать письмо матери, что и сделали его сослуживцы. А спустя 45 лет они посетили музей Дисненской школы, чтобы почтить память погибшего друга. Ветераны пополнили экспозицию сувенирным подарком с изображением танка Михаила Кузьмина.
Глеб Шведко написал исследовательскую работу, поднял архивные данные и теперь проводит экскурсии для сверстников

Память о Герое Советского Союза хранит не только школьный музей, но и улица, названная в его честь. Она тянется от центра города к окраине. Пока мы идем по заснеженной дороге, Глеб рассуждает:

– История – удивительная вещь. Когда-то наши прадеды жизнь по­ложили, чтобы у нас с вами был мир, поэтому мы не имеем права их за­бывать. Когда стою у портрета Кузьмина, всегда задумываюсь, как могла бы сложиться история моего родного города, если бы не такие люди, как он.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter