Прогулка на квадроциклах в охотничьем комплексе «Кордон «Долгое».
На деревню к девушке
В топе спроса — агроэкотуризм, не скрывает радости за сферу председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.— На фоне повышенного спроса конкуренция среди усадеб растет, появляется немало новых, где живут молодые ребята и семьи. Выигрывают самые креативные, которые связывают жизнь своих проектов со своими интересами, творчеством, знаниями. Так появляются необычные турпродукты. Например, в Житковичском районе выстрелила усадьба «Естествознание» — молодая хозяйка делает комплекс, связанный с историей и традициями Полесья. К ней часто приходят местные бабушки, которые передают свои знания, — говорит Валерия Клицунова. — Вообще же, как только в деревне появляется такой сельский домик, начинают ехать туристы, к работе постепенно подключаются местные жители. Они видят: раз молодежь приехала сюда, то это место чего-то да стоит. Подключаются и соседние агроусадьбы, чтобы гости могли узнать что-то новое в другой среде, расслабиться, получить эстетическое удовольствие.
Свое плечо все активнее подставляют и туроператоры. Один из них, специализирующийся на внутреннем туризме, практически во все свои программы включает посещение агроусадеб. За 2—3 часа путешественники могут не только вкусно перекусить, но и попробовать себя в новом амплуа, например, хлебопека или гончара, купить продукцию соседей-фермеров или ремесленников.
Популярностью пользуются сплавы на байдарках.
Добраться до сути
Что любопытно: в мире сейчас тенденция на неолокализм в туризме — когда люди едут смотреть и пробовать что-то по месту производства, проведения, создания.— Раз есть такой спрос, думаю, молодежь продолжит ехать в деревню и создавать уникальные турпродукты, — делится мнением Валерия Клицунова. — Тема нематериального историко-культурного наследия нам очень близка. Ведь на многих агроусадьбах все активнее возрождают старинные обряды, ремесла, блюда. Почему бы не делать экспедиции в глубинку, не рассказывать о находках с помощью туроператоров?
Тем более что это направление — одно из тех, что решили глубже изучить специалисты Национального агентства по туризму. Слово директору агентства Павлу Сапотько:
— Во время пандемии мы стараемся больше внимания уделять регионам. Например, в части маркетинговых исследований поднимаем новые темы. Первая посвящена местам памяти. Здесь мы взяли три периода — Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая мировые. Готовим большое исследование, посвященное местам, которые надо вводить в туризм. Они имеют модное просветительское значение. Второе исследование посвящено историческим дворцово-парковым усадьбам и комплексам. В каждом регионе большое количество таких объектов, которые тоже необходимо вводить в турпотенциал. Обратили внимание и на нематериальное историко-культурное наследие. Кухня, фольклор, традиционные обряды, народные промыслы и ремесла тоже важны для нас. Благодаря этому смогут появиться новые точки на туристической карте страны.
Сотрудники археологического музея под открытым небом реконструируют образ жизни ранних славян.
Что касается других популярных видов туризма, то в их числе оздоровительный, культурно-познавательный, активный, экологический. 24 октября по всей стране пройдут дни открытых дверей в сельском туризме. Списки участников и контакты хозяев обещают разместить чуть позже на сайте БОО «Отдых в деревне», информацию дадут и по линии Минспорта. Ирина Воронович рассказывает о внимании со стороны регулятора к этому направлению:
— Агротуризм стал панацеей во время пандемии. Ведь на усадьбах можно безопасно, вкусно и интересно отдыхать на свежем воздухе в компании близких и друзей. Более того, к нам поступает много звонков из-за рубежа — эксперты и коллеги хотят знать, как мы развили эту сферу, добились таких успехов.
druk@sb.by