Что такое вторичное потребление и как оно меняет наше отношение к вещам

Пустили в оборот

Перепродажа техники, одежды, книг — дань моде на экологию или стремление обладать большим за меньшие деньги? 

doorspc.com

Выгодное предложение

Осознанное потребление набирает все большую популярность. Цепочка «купил — попользовался — выбросил/забросил на дальнюю полку шкафа» для многих уже неактуальна. Теперь мы ненужные, но вполне себе приличные вещи не стремимся отправить на свалку, а пытаемся продать через интернет или специализированные магазины. 

Именно так на днях поступила и я: старое кресло-кровать с разодранными котом подлокотниками сбыла за сутки через онлайн-барахолку. Удалось выручить всего 45 рублей, зато покупатель сам за ним приехал. Теперь у него в гараже стало уютнее, а мне не нужно думать об утилизации ненужной мебели. Ура! 

О том, что в наше время стимулирует рост вторичного рынка, рассказала руководитель центра поведенческой экономики Memicromacro кандидат экономических наук, доцент Татьяна Майборода:

— Если заглядывать еще в XX век, то популярность перепродажи вещей была связана с отменой многих торговых ограничений между странами. Этот шаг сделал подобный бизнес рентабельным. В XXI веке дополнительный толчок для роста — распространение онлайн-платформ: вторичное потребление стало гораздо проще и доступнее, значительно сократило издержки на поиск информации и увеличило разнообразие. 

По словам эксперта, повторное потребление у многих все еще ассоциируется с дешевыми вещами для людей с низким достатком. 

— Но это не совсем так. На этом рынке есть еще и винтажные товары, антиквариат, коллекционные предметы, спрос на которые растет по мере роста доходов и моды на такие вещи. Книги и виниловые пластинки вообще долго не теряют своих потребительских свойств и могут переходить из рук в руки не один раз, — обращает внимание Татьяна Майборода.

Действительно, в букинистическом магазине на проспекте Независимости в Минске не протолкнуться. Пожелтевшие журналы, собрания сочинений классиков, специализированная литература и словари — все это привлекает самых разных покупателей. Под звуки советской радиолы молодежь и пенсионеры, мужчины в деловых костюмах и мамы с детками шуршат старыми изданиями в поисках нужного экземпляра. 

Удивительно то, что в наш век, когда издается так много новой литературы, а интернет и вовсе в каком-то смысле стал ее заменой, люди не утратили интереса к книгам из вторых рук. Почему? «Уникальное содержание, качественная бумага, безупречная редактура, интересные иллюстрации и, конечно, приятная цена!» — перечисляют достоинства своих товаров сотрудники букинистических. 

В погоне за хорошей сделкой

Повторное потребление было всегда, но имело другие формы и цели. Например, многие из нас донашивали одежду за старшими братьями или сестрами — из-за дефицита и экономии. Сегодня же передача вещей из рук в руки основывается на выгоде другого толка. 

— В западных странах до сих пор популярны так называемые «гаражные распродажи» в рамках одного дома, улицы или района, — рассказывает Татьяна Майборода. — Перепродажа — естественное явление, так как поведенческая экономика нам говорит, что люди хотят не только купить нужный товар, но и стремятся заключить «хорошую сделку». Что это значит? Например, внезапно найти редкую, брендовую, уникальную, милую вещь по низкой цене или в процессе торга достичь этой цены. Тогда покупатель получает не только удовольствие от самой вещи, но и, возможно, еще большее удовольствие от удачной покупки. Именно поэтому в интернете есть много статей в стиле «смотрите, какие классные вещи я купил за бесценок на барахолке». 

Среди покупателей бывших в употреблении вещей можно увидеть и пенсионеров, и молодых родителей. Основной причиной для них, как правило, является экономия. 

При этом одна из самых популярных отечественных онлайн-барахолок страны регулярно проводит исследования потребительского спроса. Наиболее активная часть пользователей относится к возрастной категории 25—34 года. Можно ли говорить, что двигатель тренда на повторное потребление — молодежь?

— Молодежь больше волнуют вопросы экологичности и этичности потребления. При этом у них меньше средств на то, чтобы выделиться среди сверстников, не пожертвовав качеством вещей. Для многих молодых людей покупки в секонд-хенд-магазинах становятся первым опытом заработка денег, так как они покупают брендовые вещи для перепродажи. Так как молодые люди более мобильны, то чаще вынуждены брать мебель и технику в съемные квартиры. Повторное потребление в благотворительных магазинах, где прибыль идет на помощь другим, позволяет почувствовать себя причастным важному делу, — отмечает Татьяна Майборода. 

Не все одинаково полезно

Часто говоря о перепродаже, многие подчеркивают прежде всего экологичные мотивы такого подхода. В то же время, покупая ту или иную новую вещь, человек точно знает, что потом ее можно будет перепродать. Особенно это касается автомобилей, гаджетов, бытовой техники. Например, мы привыкли, что компании ежегодно выпускают новые версии смартфонов. Изменения порой бывают незначительны, но обладать именно последней версией стремится немало людей. 

И если говорить о рынке повторного потребления, то немаловажную роль на нем играют именно бренды. На онлайн-барахолках люди зачастую в поисковой строке ищут даже не товар, а конкретное название компании-производителя. Очевидно, что такими любителями повторного потребления движет не столько забота о природе, сколько желание обладать статусной вещью за стоимость меньше рыночной. 

По своей изначальной задумке повторное потребление позволяет служить вещам дольше, оправдывать свое создание и затраченные ресурсы. В Республике Беларусь процент непроданных товаров, например, в секонд-хенд-магазинах составляет всего около 10 %. Это говорит о высокой востребованности таких вещей, — обращает внимание Татьяна Майборода. — Однако со стороны покупателей (как новых товаров, так и на вторичном рынке) может наблюдаться своеобразный «моральный риск»: у них на самом деле может не быть мотивации сокращать свое потребление. Когда цены низкие и достаток позволяет, то легко начать покупать вещи импульсивно, в чрезмерно большом количестве. 

Сколько бы ни стоил тот или иной товар, важно всегда задавать себе вопрос перед покупкой: действительно ли мне это нужно?

ОСТОРОЖНО!

По данным МВД, обман на торговых интернет-площадках — один их самых распространенных на сегодня видов мошенничества. 

Так, в настоящее время сотрудниками по противодействию киберпреступности на одном из белорусских сайтов по продаже б/у товаров заблокировано более 30 тысяч профилей, принадлежащих мошенникам. 

Как обманывают людей? Вступают в общение с гражданами, желающими что-то продать, под видом потенциальных покупателей. После непродолжительного общения в мессенджере предлагают перейти по ссылке, которая оказывается фишинговой. Люди указывают реквизиты своих банковских карт, а мошенники похищают их средства. 

Обманывают и тех, кто хочет что-то купить. Например, на днях 19-летняя минчанка нашла объявление о продаже iPhone. Предложение показалось выгодным, и она связалась с продавцом, отправившим реквизиты банковской карты для оплаты покупки. Девушка перевела на указанную карту почти 1,6 тысячи рублей, после чего продавец стал игнорировать ее, а телефон так и не пришел. С подобными мошенниками столкнулись еще 11 минчан, которые пытались купить мобильные телефоны и одежду.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter