Осторожность не помешает
В конце сентября 46-летний житель Гродно увидел в соцсети привлекательную рекламу спортивной обуви. Мужчина выбрал подходящий товар, пообщался в переписке с продавцом и перечислил ему 220 рублей на банковский счет. Но клиент товара так и не увидел. Гродненский межрайонный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество». И такие случаи встречаются практически в каждом городе. Как распознать нечистых на руку продавцов?— В первую очередь рекомендую изучить профиль: проверить рейтинг, количество и качество отзывов, — советует Влад Макаревич, старший преподаватель кафедры цифровой экономики экономического факультета БГУ. — Если аккаунт был создан недавно, плохо заполнен, нет обратной связи, есть повод насторожиться.
Эксперт обращает внимание еще на несколько уловок: нереалистично низкая цена или гиперболизированно-идеальное описание товара. При малейших сомнениях следует попросить дополнительные фотографии приглянувшейся вещи, документы, которые подтверждают ее подлинность. А чтобы деньги не растворились сквозь пластик, нужно использовать защищенные платежные системы.
— Если браузер «ругается» или адрес платежной системы вызывает сомнения, лучше повременить с переводом, — рекомендует Влад Макаревич.
Эксперт уверен, что банкам необходимо активно улучшать свои системы защиты и контроля, чтобы ставить заслон мошенникам:
— Финучреждения должны осознавать свою ответственность за сохранность средств клиентов и предоставлять им соответствующие инструменты, организовывать обучение. Кроме того, клиентам должна оказываться полная поддержка с проведением расследования инцидентов.
Обеспечение безопасности цифрового пространства и защита персональных данных граждан — одна из приоритетных задач компаний, собирающих различные данные о клиентах.
Алгоритм безопасности
Адвокат специализированной юридической консультации Минска «Корпоративное право и налоги» Ирина Болтовская советует перед оформлением заказа в белорусском интернет-магазине убедиться в его надежности:— Для этого можно на сайте ЕГРЮЛ по наименованию и/или регистрационному номеру (УНП) юридического лица/ИП, обращая внимание на дату регистрации и виды деятельности, проверить статус данного лица. Действующий/недействующий и другие сведения. Часто недобросовестные продавцы, чтобы запутать клиентов, используют схожие названия известных брендов. Чтобы не запутаться, следует посмотреть на сайте магазина внизу страницы, совпадает ли фирменное наименование юрлица/данные ИП.
Специалист напоминает, что в стране разработан информресурс «Торговый реестр Республики Беларусь» — база данных о субъектах торговли, общественного питания, администрациях ТЦ, рынков, интернет-магазинах:
— Также следует внимательно ознакомиться с текстом публичного договора, размещенного на ресурсе, условиями покупки. Не торопитесь тут же заказывать товар, лучше позвонить по указанным контактным номерам и попросить выслать свидетельство о госрегистрации юрлица/ИП.
Ирина Болтовская предостерегает: оплата за товар должна производиться на расчетный счет либо наличными. Внимательно следует относиться к алгоритму перевода денег через систему ЕРИП. Не следует переводить с карты на карту, сразу выбирать функцию пополнение счета. Для надежности в ЕРИП безопаснее придерживаться такой схемы: создать новый платеж — интернет-магазины — название.
— Можно рассчитаться электронными деньгами через систему EasyPay и Webmoney, сделать перевод в кассах банка, инфокиосках, наличными/банковской картой. Это самые безопасные методы отплаты, — отмечает адвокат и напоминает, что продавец обязан выдать кассовый чек или иной платежный документ, подтверждающий платеж, в соответствии с законодательством. Перед этим обязательно нужно проверить наименование получателя.
Можно ли вернуть отправленные деньги? По словам Ирины Болтовской, при неисполнении обязательств по поставке оплаченного товара гражданин вправе обратиться к продавцу, направив письменную претензию с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы:
— Получили отказ или ответ вовсе не пришел? Советую обращаться с исковым заявлением в суд по месту нахождения ответчика (юридического адреса, юрлица/индивидуального предпринимателя). Если суд удовлетворит заявленные требования, необходимо получить исполнительный лист и направить его с заявлением о возбуждении приказного производства в отдел принудительного исполнения.
В то же время злоумышленники очень быстро меняют криминальные схемы. Распознав мошенничество, необходимо без промедления обращаться в МВД.
— В случае возбуждения уголовного дела лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, на основании вынесенного постановления (определения) признается потерпевшими. Он подает исковое заявление, и орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление (определение) о признании его гражданским истцом. Утраченные деньги подлежат взысканию с виновного лица на основании приговора, постановленного судом, — уточняет Ирина Болтовская.
В ТЕМУ
«Беларусбанк» внедрил новый сервис по проверке контрагентов в мобильном приложении и интернет-банке. Эта услуга позволяет бесплатно в онлайн-режиме получать информацию о правовом статусе, платежной дисциплине и финсостоянии контрагента. Такой подход позволяет быстро и в удобном формате оценивать риск сотрудничества. Сервис предназначен для поиска и проверки субъектов хозяйствования Беларуси, России, Украины, Молдовы, Кыргызстана. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо подключить мобильное приложение M-Business Belarusbank или интернет-банк для корпоративных клиентов, затем в меню нажать кнопку «Сервисы банка» — «Проверка контрагента» и ввести УНП или наименование контрагента.
Жанна Чернявская, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
— Мошенничество в интернете участилось. Злоумышленники с каждым разом совершенствуют свои уловки: просят о помощи, уверяют в ошибочном платеже, убеждают в крупном выигрыше. Залог успеха в борьбе с этим явлением — не просто законодательные инициативы, а слаженная работа всех ведомств. Конечно, важно не допускать утечки персональных данных. Думаю, финучреждениям следует активнее подключиться к данному вопросу. Ведь сегодня сообщение в том же Viber от банка — привычное дело, но люди не всегда могут отличить настоящие обращения от мошеннических. Зачастую клиенту пытаются доказать, что лишь он во всем виноват. Различные ведомства, компании не должны делать вид, что они ни при чем, им стоит постоянно совершенствовать системы защиты и думать о сохранности средств своих клиентов. Конечно, есть и другая сторона проблемы: большинство людей сами выдают мошенникам нужную информацию, находясь под психологическим давлением. Поэтому необходимо постоянно напоминать гражданам, особенно пожилым, где их подстерегает опасность.
hilkok@sb.by