Что необходимо для того, чтобы беспилотные автомобили вышли на дороги Беларуси и России технологии

Просто наваждение

Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников встретился с представителями «Яндекса», занимающимися разработками беспилотных технологий. На встрече обсуждались и вопросы допуска этих машин на дороги.

На Московском международном автосалоне было представлено аж четыре прототипа беспилотника: два от ГАЗ, шаттл от КАМАЗ и «Яндекс.Такси».
фото: СЕРГЕЙ КУКСИН

В том, что автомобили без водителя будут колесить по нашим трассам, сомневаться не приходится: технологии уже доросли. Все, кто посетил прошедший недавно Московский международный автосалон, могли лицезреть аж четыре прототипа беспилотника: два от ГАЗ, шаттл от КАМАЗ и «Яндекс.Такси». На образцах можно было даже прокатиться. На специальной площадке было оборудовано круговое движение, где курсирующие автомобили должны были уступать друг другу дорогу, а также на дорогу неожиданно выходил пешеход, перед которым машина останавливалась...

К слову, в Шанхае в беспилотном режиме передвигается поезд на магнитной подушке. Известный производитель шин на своем самом северном полигоне в Финляндии использует беспилотный автомобиль для тестирования продукции. Он же на своем заводе под Санкт–Петербургом активно использует беспилотные автопогрузчики. Белорусские 130–тонные самосвалы в пилотном режиме трудятся без водителей в российских карьерах.

Но дорога — это особый случай. Слишком много на ней препятствий и сложностей. Тут и автомобили, и мотоциклы, и пешеходы, и велосипедисты. А еще недавно появившиеся электросамокатчики и гироскутеристы. И далеко не все из них соблюдают ПДД. Разобраться во всем этом хаосе даже опытному водителю сложно. А уж вложить все это в компьютерные мозги кажется просто немыслимым.

Тем не менее первые беспилотники уже вышли на дорогу. Два из них в режиме эксперимента работают такси в Иннополисе, что под Казанью.

В основе конструкции — лидар, который строит трехмерную карту вокруг автомобиля. Радары позволяют выявлять препятствия и определять различные объекты. В том числе движущиеся. Компьютер 50 раз в секунду сканирует пространство и устанавливает не только сам объект, но и его скорость, а также направление движения. Камеры считывают дорожные знаки и разметку.

Как поясняют специалисты «Яндекса», все технические детали, оборудование и микросхемы, использованные в проекте, находятся в свободной продаже. А вот программное обеспечение и алгоритмы (например, компьютерного зрения) — уникальные разработки компании. При этом конструкторами сохранена функция ручного управления транспортным средством. Для беспилотника «Яндекса» не нужна отдельная дорожная инфраструктура — например, датчики на дороге. Но чтобы выпустить такие машины на трассу, надо решить несколько проблем.

Первая проблема — техническая. Карты, которые загружаются в электронные мозги, довольно «тяжелые».

И их постоянно надо обновлять: на дорогах то начинается ремонт, то меняется схема организации движения. Даже в центре Москвы геолокация работает со сбоями. А про устойчивость мобильной связи и говорить не приходится.

Еще одна проблема. Технические детали и оборудование, которые используются, сейчас свободно продаются. Но это не автомобильный компонент, на который есть гарантия от производителя, что он будет работать так, как заявлено, до следующего техобслуживания. Поэтому проверять технику необходимо ежедневно.

Да, когда технология будет окончательно отработана, все необходимые детали будут должным образом доведены до ума и сертифицированы именно для беспилотных автомобилей, только тогда можно будет говорить о серийном выпуске этих машин.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ВЛАДИМИР БАРШЕВ

Специалисты–оптимисты утверждают, что беспилотники встанут на конвейер в 2025 году, реалисты настроены на 2030 год.

Как отметил Михаил Черников, более 85% ДТП в России происходят из–за «человеческого фактора». Использование беспилотных автотранспортных средств поможет существенно снизить его влияние на состояние дорожной безопасности: робот не нарушает Правил дорожного движения.

Надо сказать, что технологии определяют пешеходов, собак и кошек даже там, где водитель их просто не видит. Например, за автобусом, стоящим на остановке, или за припаркованным на обочине грузовиком.

Не менее важная проблема — правовая. Чтобы допустить беспилотники на дороги общего пользования, необходимы изменения в Законе о безопасности дорожного движения и в Правилах дорожного движения. А чтобы разрешить беспилотникам перевозить пассажиров и грузы, потребуется менять все нормативные акты, связанные с такими перевозками.

Едем далее. Если сейчас транспорт, используемый для грузовых и пассажирских перевозок, проходит техосмотр раз в полгода, а перед каждым рейсом проверку технического состояния, то все это необходимо будет распространить и на беспилотные машины. Причем проверять у них потребуется не столько подвеску и рулевое управление, сколько электронную начинку и мозги. И все это должно быть прописано в нормативных актах. А приборы, которые применяются в беспилотных автомобилях, должны быть сертифицированы. Все это долгая и трудная работа, которая даже не начата...

Хотя движение есть: заместитель главы минтранса Сергей Аристов заявил, что Россия собирается инициировать поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Предполагается прописать, что автомобиль может быть частично автоматизирован (активный круиз–контроль или система удержания авто в полосе), при этом водитель обязан находиться за рулем и иметь возможность отключить систему. Также автомобиль может быть «высокоавтоматизирован». То есть может передвигаться без участия водителя в зависимости от дорожных и погодных условий. И наконец, машина может быть «полностью автоматизирована». То есть может передвигаться самостоятельно в любых условиях. Поправками также допускается установка в машине неотключаемой системы автопилота, которая, по сути, приравнивается к водителю, — она должна следить за рельефом местности, погодой, а также остановить машину перед неожиданно возникшим препятствием.

И наконец, главная проблема. Как определять субъекты ответственности в случае ДТП с участием автомобиля, оснащенного технологией беспилотного управления, и машины, управляемой человеком. Допустим, что произошел сбой в системе и беспилотник врезался в другой автомобиль. Кто будет возмещать ущерб, ведь водителя за рулем нет? Собственник транспортного средства, который приобрел эту машину? А может, тот, кто ее произвел?

Допустим, что в аварии виноват водитель обычного автомобиля. Как он заполнит Европротокол, ведь для этого нужна подпись второго участника ДТП?

Апологеты беспилотного транспорта предрекают, что автомобили с водителем вообще будут вытеснены. Но в это слабо верится. Ведь помимо доставки своего тела из одной точки в другую, есть еще удовольствие от вождения. А еще есть дача, рыбалка, охота, путешествия... И все это вряд ли будет возможно реализовать на беспилотном автомобиле. Просто из–за отсутствия устойчивой связи. Ради рыбалки, охоты или посещения каких–нибудь заповедных мест с дорог необходимо съезжать. И вряд ли беспилотник поможет на бездорожье.

Владимир Баршев

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter