На прямой линии с читателями — председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша
7 июня отмечался Всемирный день безопасности продуктов. То, что мы каждый день покупаем в магазине, влияет не только на кошелек, но и, конечно, на наше настроение. А если оно, допустим, ухудшилось из-за просроченной колбасы? Кто понесет ответственность за продажу некачественных товаров? На эти и другие вопросы читателей ответила председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША.
«СГ»: Анна Владимировна, сколько работает общество и какие жалобы слышите чаще всего?
— Белорусское общество защиты потребителей (БОЗП) создано 29 июля 1989 года. Работаем по таким направлениям, как юридическая помощь, экспертная и информационно-просветительская. Если с первой и последней все понятно, то экспертная помощь — это составление заключений экспертиз по определенному товару. Мы активно сотрудничаем с Министерством антимонопольного регулирования и Национальным банком. МАРТ выступает как регулятор отношений в области защиты прав потребителей, а Нацбанк — в области защиты прав потребителей финансовых услуг. Вот, например, в марте общество инициировало создание нормативного акта, который запрещал бы заключать кредитный договор стороннему лицу, то есть не банковскому представителю. Сейчас стороннее лицо от имени банка заключает кредитный договор. И такую возможность активно используют недобросовестные частные продавцы. Что имею в виду: популярны выставки-презентации, на которых, например, продают кухонную утварь. И вот представьте: кастрюля стоит 100 рублей, а пожилой покупательнице не хватает несколько копеек до нужной суммы. Добрый продавец предлагает составить кредитный договор, по которому переплата чуть ли не в пять раз больше. Был у нас случай, когда 83-летняя бабушка купила сковородку и подписала себе «приговор». Так случилось, что она умерла. Теперь наследники будут платить около 4000 рублей. Чтобы таких ситуаций не возникало, относитесь критически к подобным, казалось бы, добрым предложениям. И покупайте осознанно.
Теперь что касается жалоб. По сферам выделить трудно: сколько покупок и услуг, столько и запросов. Лет 5—7 назад было много обращений по поводу качества обуви. Делали экспертизы и выясняли, почему так. Сейчас проблем нет.
«СГ»: БОЗП всегда на стороне потребителя или есть нюансы?
— Конечно, мы всегда на стороне покупателей, но бывают исключительные случаи, когда ими выдвигаются необоснованные требования. Тогда открыто говорим, что здесь они не правы по такой-то причине. Сейчас общество больше интересуется областью прав человека и гражданина, законами, путями выхода в конкретной ситуации. Любой желающий может найти ответ в интернете. А чтобы с детства ребята знали о своих правах, в 2000 году нами издано пособие «Основы потребительских знаний».
— Захотела купить торт на праздник сестре, нашла кондитера в интернете. Девушка попросила предоплату. Я согласилась, деньги перевела. В назначенный день кондитер заблокировала меня. Нет ни торта, ни 30 рублей предоплаты. Работаете ли вы с такими интернет-мошенниками и как в подобном случае защитить покупателя?
Ольга КОРШУН, г. Чериков
— С такими ситуациями БОЗП не работает по одной простой причине: в данном случае вы не потребитель. Покупка в соцсетях или на «Куфаре» не является официальной продажей, в ней участвуют два частных лица, поэтому защитить вас не получится. Единственное, что могла бы посоветовать, — ссылаться на Гражданский кодекс.
— Всегда интересовал вопрос: как транспортируют продукты в жару? Проверяют ли их перед тем, как выложить на прилавок? Сохраняется ли нужная температура в холодильниках?
Раиса Григорьевна, аг. Маревиль Березовского района
— Могу сказать точно, что транспортировка происходит безопасно — в контейнерах и холодильниках. Сам торговый объект немедленно выкладывает товар на прилавок, соблюдая нужную температуру. Сейчас проблем нет: все-таки вопрос серьезный и способы перевозки современные.
— Очень часто сталкиваюсь с тем, что на ценнике одно, а на кассе пробивают другое. Имею ли право потребовать, чтобы товар продали по той стоимости, что на ценнике? И что делать, если продавец отказывается?
Сергей Степанович, г. Могилев
— Конечно, имеете право. Более того, должны потребовать продать по стоимости, указанной на ценнике. Продавцы могут оправдываться, мол, не успели переклеить, но это их проблема, а не покупателя. Если сомневаетесь в своей правоте, сфотографируйте нарушение, чтобы иметь доказательство на руках, и потребуйте книгу замечаний и предложений. Контролирующие органы при следующей проверке обязательно обратят на это внимание.
— Очень популярны интернет-магазины, в которых продают буквально все, в том числе продукты питания. Стоит ли рисковать, покупая там, или лучше все-таки по старинке сходить в магазин?
Михаил МОЛЧАНОВ, г. Горки
— Потребителю предоставлено право выбора. Если решили приобрести в интернет-магазине, то обратите внимание: как долго функционирует объект, достаточно ли информации о его местонахождении. Желательно, чтобы он был на территории нашей страны. Рекомендую посмотреть стоимость товара: если символическая, то и качество товара невысокое. Полезно перед сделкой почитать отзывы покупателей.
— Пользуются спросом магазины с низкими ценами. Канцелярию и непродовольственные товары с удовольствием там покупаю. Но ходят слухи, что продукты, алкоголь могут быть некачественными. Стоит ли опасаться?
Ирина, Браславский район
— То, что в этих магазинах дешевле, чем в других, не значит, что продукты плохие. Зачастую их реализуют по меньшей цене, потому что на другом товарном объекте за назначенную стоимость не продали, а срок годности подходит к концу. Покупатель сам может его посмотреть. Если все в порядке, продукт можно употреблять в пищу.
— В сельских магазинах просроченные продукты не редкость. Кто за ними следит? Что делать покупателям, если других магазинов с альтернативой нет, а продукты нужны?
Владимир, п. Дружный Пуховичского района
— Следит сам магазин. Очевидно, что просроченных товаров быть не должно: это строжайшее нарушение. Если покупатель их обнаружил, нужно не бояться высказывать жалобы, ведь от этого зависит здоровье людей. А если кто-то купит и не заметит? Все нарушения необходимо тут же устранять. А если других магазинов с нужным продуктом хорошего срока годности нет, то советую просто не брать. Здоровее будете.
— Люблю покупать готовую продукцию в магазинах. Салаты, блины, котлеты… Но всегда переживаю за их качество и свежесть. Скажите, как эти продукты проходят проверку в магазине? Мне вернут деньги, если, придя домой, обнаружу, что товар испорчен?
Тамара, г. Жабинка
— Такие продукты проходят внутренний контроль в магазине. Покупателям нужно смотреть на внешний вид и запах. Если определили, что товар несвежий, немедленно возвращайтесь и требуйте либо поменять, либо вернуть деньги. Также можно написать в книгу замечаний и предложений. Иногда продавцы прибегают к переклейке даты изготовления, и это тоже нарушение правил торговли.
— В одном из торговых заведений города заметила грязь, потребовала жалобную книгу. Прихожу в следующий раз — та же картина. Просматривают ли жалобную книгу или она для галочки? Кто контролирует этот процесс и могу ли как-то еще повлиять на соблюдение правил?
Елена ТРУБЧИК, г. Воложин
— Жалобную книгу обязательно проверяют, ведь это один из основных документов субъекта хозяйствования. За грязь в заведениях отвечает магазин. О том, что вы увидели, можно сообщить в санитарно-эпидемиологическую службу напрямую (желательно, чтобы у вас были доказательства). Специалисты приедут с проверкой и выпишут штраф или рекомендацию. Некоторые посетители выбирают путь словесного предупреждения, или, проще говоря, припугивают. Но так делать не стоит. Лучше поступить грамотно и по закону, направив жалобу в санэпидемстанцию.
— Однажды провела эксперимент: купила чипсы, сырок и печенье. Взвесив все, обнаружила, что фактический вес и тот, что заявлен на упаковке, не совпадают. Конечно, в меньшую сторону. Почему так происходит? Кто кого пытается обмануть и как с этим бороться?
Светлана Коновалова, аг. Малеч Березовского района
— Вначале необходимо посмотреть, дал ли производитель допуск к весу плюс или минус, а затем, исходя из этих данных, делать заключение. Если действительно есть недовес или недолив, тогда перед нами экономическое нарушение.
beleckaya@sb.by
Мы всегда на стороне покупателя, но бывают случаи, когда им выдвигаются необоснованные требования
Просроченных товаров в магазине быть не должно: это строжайшее нарушение
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Максим Шнип