У Александра Северина с рождения проблемы со зрением. В детстве он видел лишь малую часть от того, что видели его сверстники, а во взрослом возрасте окончательно потерял возможность созерцать окружающий мир. Но недуг не помешал Александру получить три высших образования, найти себя в программировании и обучать этой профессии слабовидящих и незрячих. Побывали на занятии у преподавателя Минского государственного колледжа электроники и узнали, как он готовит будущих айтишников.
Александр постоянно учится чему-то новому
Монитор и мышь не нужны
Аудитория, в которой преподает Александр Северин, не отличается от привычного кабинета информатики. Учащиеся занимаются на обычных компьютерах, разве что мониторы выключены. Александр просит не удивляться этому:– Экраны в работе им не нужны, впрочем, как и мыши. Даже тех ребят, которые видят слабо, прошу ими не пользоваться, чтобы не «садить» остаток зрения.
Педагог показывает, что и его рабочий стол не отличается от тех, за которым сидят зрячие коллеги:
– Единственное, у меня есть принтер, который печатает шрифтом Брайля. Он стоит как автомобиль, но это спонсорская помощь Евросоюза в рамках проекта по включению в обучение людей с инвалидностью. К сожалению, есть мнение, и оно ошибочное, что оборудовать рабочее место для незрячих – слишком дорого. Из-за этого многие работодатели не хотят брать их на работу. Однако ничего особенного для таких людей не нужно – достаточно обычного компьютера и клавиатуры.
– А как инвалиды по зрению пользуются компьютером? – интересуюсь у преподавателя.
Александр отвечает:
– Секрет в специальном программном обеспечении, которое озвучивает каждое действие пользователя, совершаемое на клавиатуре. Чтобы учащиеся не мешали друг другу, у каждого есть наушники.
Занятия проходят на обычных компьютерах
Для наглядности педагог демонстрирует на своем компьютере принцип работы программы. Удивляюсь скорости воспроизведения речи: голос говорит так быстро, что не могу разобрать слов. Но преподаватель привык к такому темпу:
– Поставил высокую скорость, чтобы быть продуктивнее. Понятно, что люди с нормальным зрением работают быстрее, чем те, кто его не имеет. Чтобы компенсировать отставание, нужно мгновенно воспринимать информацию на слух. Однако во время обучения у каждого свои настройки: если учащемуся необходимо, чтобы его действия озвучивались медленнее, он ставит соответствующую скорость.
Из слесаря в программисты
Александр дает учащимся задание, а мы просим его рассказать о себе:
– Сам родом из Речицы. После окончания Василевичской специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения поступил в Речицкий аграрный колледж на фельдшера ветеринарной медицины. Но к концу учебы все больше понимал, что работать по специальности уже не смогу из-за зрения. Получив диплом, продолжил обучение в вузе на зоотехника. Пока учился, полностью потерял зрение на один глаз. Меня направили на предприятие инвалидов по зрению «Светотехника» в Гомеле слесарем механосборочных работ второго разряда. Это самая низкая квалификация, которая была возможна, и, что печально, для незрячего – карьерный потолок.
– Учился и параллельно работал. В то же время окончательно перестал видеть. Когда это случилось, достал из рюкзака трость, которую носил с собой для такого случая, и пошел с ней. Знал, что к этому все идет, перестроился быстро.
За третьим высшим
Когда Александр переехал в Минск, ему предложили пойти обучать программированию ребят с нарушениями зрения в колледж электроники. Для этого получил третье высшее образование в Республиканском институте профессионального образования – педагогическое.
Первую и пока единственную в стране группу для инвалидов по зрению в колледже набрали в 2019 году. Сейчас в ней обучаются шесть человек. Кто-то из ребят видит слабо, кто-то – тотально слеп. Есть те, кто до поступления практически не умел пользоваться компьютером, а теперь способен создавать сайты и приложения.
Артем Евсиевич признается, что только в колледже узнал о существовании программы, помогающей инвалидам по зрению работать за компьютером:
– До поступления все делал через монитор, тратя оставшееся зрение. А здесь нас учат работать без него, что очень ценно. Кто знает, возможно, в будущем этот навык мне и пригодится.
Согласна с одногруппником и Виола Ященко, которая еще три года назад была с компьютером на «вы»:
– Благодаря Александру Владимировичу быстро освоила метод набора текста десятью пальцами, научилась программировать на нескольких языках. Если что-то непонятно, преподаватель всегда поможет и объяснит.
Александр Северин не скрывает: свою работу он обожает. С ребятами занимается шесть дней в неделю, на связи с ними и в нерабочее время. Педагог постоянно учится чему-то новому в программировании: проходит курсы повышения квалификации, участвует в дистанционных семинарах, дает мастер-классы для коллег. И останавливаться на достигнутом не собирается, в его планах – окончить магистратуру и аспирантуру.
– А на отдых время остается?
– Конечно. Люблю читать, слушать рок, джаз, акустическую музыку. Иногда с женой выбираемся на концерты. Еще обожаю проводить время с пятилетним сынишкой – часто ходим с ним на прогулки в лесопарк. А отпуск с семьей можем провести на море. Но если и едем на курорт, то активничаем, а не сидим на пляже без дела.
mischenko@sb.by