В штатном расписании не значится
Один из самых популярных запросов в интернете – как стать блогером. На эту тему снимается бессчетное количество обучающих видео, создается немало подробных инструкций и подкастов. В основном советы довольно очевидные: определитесь с направлением будущего блога, почитайте литературу по теме, купите профессиональную камеру, научитесь красиво выражать свои мысли и грамотно писать – и вперед. Однако ни слова не говорится о получении специального образования. Погуглила, есть ли в нашей стране учебные заведения, где можно выучиться на блогера. Не нашла ни одного.Значит ли, что это и не профессия вовсе? Заместитель начальника управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Елена Пещенко подтверждает мои догадки:
– Блогеры не значатся в профессиях рабочих и должностях служащих, которые могут быть введены в штатное расписание и по которым заключаются трудовые договоры и контракты. Любая профессия вводится в законодательство по предложениям нанимателей (организаций), осуществляющих прием на работу по соответствующим профессиям и выплачивающих заработную плату.
Время платить налоги
А как быть с налоговыми обязательствами? Ведь даже если предположить, что блогинг – это всего лишь хобби, всем известно, что оно способно приносить неплохой доход. Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский объясняет:– В соответствии с законодательством нашей страны, любой доход, полученный физическим лицом, облагается подоходным налогом. Специального налога на блогинг у нас не существует. Каждый блогер, в зависимости от вида своего дохода, должен понимать, какую систему налогообложения ему следует принимать.
Как правило, блогер, который только начинает свою деятельность, получает доходы в виде пожертвований, подарков, донатов от других граждан, вводит в курс дела эксперт:
– Ему пока не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ведь он получает деньги на безвозмездной основе. Стоит отметить, что законодательством предусмотрены налоговые льготы по подаркам. Так, в 2022 году не облагаются подоходным налогом подарки от всех лиц, которые не являются близкими родственниками, на сумму 8 тысяч 78 рублей в совокупности в течение года. Это правило распространяется и на подарки из-за рубежа.
Предположим, если за год блогер в виде пожертвований получил десять тысяч рублей, то он должен заплатить налог только на остаток после вычета 8 078 рублей. В этом случае ему нужно подать декларацию о доходах в налоговый орган не позднее 31 марта и внести в бюджет исчисленную ему сумму налога не позднее 1 июня, объясняет Андрей Ковалевский:
– Когда блогер вышел на новый уровень и уже обзавелся армией подписчиков, он чаще всего заключает соглашение с владельцем электронного сервиса на размещение контекстной рекламы в его роликах. Это уже совершенно другой вид дохода – от рекламной деятельности. Однако если его получают только из одного источника, регистрироваться как индивидуальному предпринимателю пока не требуется: нужно подать декларацию о доходах и заплатить фиксированный налог с вознаграждений за рекламу, который составляет 13 процентов.
Получение доходов от рекламы на постоянной основе из нескольких источников приравнивается к предпринимательской деятельности. В этом случае блогеру необходимо зарегистрировать ИП или открыть фирму, рассказывает представитель Министерства по налогам и сборам:
– Если сегодня блогер рекламирует компьютерную игру, а завтра интернет-магазин, то налоговая ставка увеличивается: ему нужно будет оплатить уже 16 процентов от дохода (это ставка подоходного налога по доходам от предпринимательской деятельности).
Реклама на контроле
А могут ли блогеры размещать рекламу на своей странице? С этим вопросом обратилась в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик объясняет:– Это не запрещено. Важно понимать: если информация, которая содержится в блоге, направлена на лиц, проживающих на территории нашей страны, она должна соответствовать всем требованиям Закона о рекламе.
Так, блогерам запрещено сравнивать товары нескольких продавцов, хваля одного и рассказывая о недостатках другого. Сравнение в рекламе не допускается, рассказывает Инна Гаврильчик:
– В статье 10 Закона о рекламе содержится перечень товаров, реклама которых в нашей стране запрещена. К примеру, к ним относятся табачные изделия.
В случае нарушения правил, указанных в Законе о рекламе, блогеров ждет административная ответственность. Если он зарегистрирован в качестве ИП, грозит штраф в размере от 10 до 25 базовых величин, констатирует специалист:
– МАРТ осуществляет контроль за всеми видами рекламы, в том числе и в интернете. Однако, как правило, большинство жалоб поступает от добросовестных граждан, которые быстро выявляют нарушения и информируют об этом государственные органы.
gorbatko@sb.by