Профессионал — всегда немного консерватор

Перечислить все программы, где роль первой скрипки выпадала на душу ведущего Александра Домарацкого, невозможно...

Перечислить все программы, где роль первой скрипки выпадала на душу ведущего Александра Домарацкого, невозможно. Александр Николаевич в профессии тележурналиста больше трех с половиной десятилетий, и только за последние 10 лет он сделал 7 авторских телепередач. Естественно, при таком раскладе и солидном стаже у Домарацкого на телевидении не осталось соперников, зато есть ученики — пригласите в гости любого телеведущего, и он с порога вам с гордостью заявит: «Я учился у Александра Домарацкого». Всем известно, из каждой «говорящей головы», даже самой скованной, Александр Николаевич способен сделать телепортрет, рвущий душу. Жанр интервью у него — излюбленный.


В новом сезоне на телеканале «ЛАД» Домарацкий будет вести «Просто программу», а значит, у нас будет чистое, почти неприличное счастье смотреть и слушать, как течет его беседа.


— Александр Николаевич, здравствуйте!


— Честно говоря, я несколько даже смущен вашим вступлением, потому что конкретно профессии тележурналиста я никого не обучал. Хотя, действительно, в «сыновья» и «дочери» ко мне записывались многие, даже самые известные телеведущие, и мне было всегда приятно услышать от них: «Вы — мой учитель». Очевидно, учитель — это не тот, кто тебе рассказывает на пальцах, что можно делать, чего нельзя... А тот, кого ты сам себе выбираешь в наставники и стараешься следовать его примеру.


— Можно научить человека стать телеведущим?


— Вы знаете, нет. Я человек консервативный и по–прежнему считаю телевидение сферой творческой, которая не предполагает системной учебы. Наверное, у тех, кто приходит работать на телевидение, должны быть, во–первых, предрасположенность к творчеству, во–вторых, любовь к своему делу. Только на этих основах вырастает талант, укрепляются способности и рождается сама профессия. Я знаю очень многих людей, которые приходят к нам не из сферы искусства, и неожиданно творческая профессия им поддается, они становятся очень хорошими тележурналистами. И наоборот, знаю многих отличников журфака, которые, к сожалению, так и не смогли стать настоящими профессионалами.


— А почему вы считаете свои взгляды консервативными?


— Иногда читаю интервью с известными теледеятелями, где встречаются фразы, которые меня лично коробят: «Телевидение — это сфера потребления, развлечения...», «Мы выпускаем продукт...» Нет, не могу я согласиться с тем, что телеэфир — это «продукт». Впрочем, мои взгляды, принципы и вкусы сформировались давно, например, до сих пор умею порадоваться за коллегу, что тоже в последнее время стало у нас нетрадиционным... Но есть и то в сегодняшней нашей профессии, что я совсем не принимаю.


— Что, например?


— На мой вкус, сегодня много раздеваются в кадре, много едят, пошло и плоско шутят... Много криминала, причем на всех каналах — потоком. Если смотреть на мир глазами телезрителя — он, мир, представляется ужасным. Очень часто в погоне за рейтингом телевидение играет на самых низменных инстинктах человеческого духа и характера.


— Я этим мифическим рейтингам не доверяю.


— Расскажу вам один эпизод из своей практики. Однажды молодой руководитель мне сказал: «Ну что такое ваша передача «Свет далекой звезды»? У нее низкий рейтинг, всего один миллион человек смотрит». Я ему ответил тогда: «Зато какой миллион!..» Руководитель тот уже у нас не работает. Но это так, к слову.


— Как получилось, что вы сменили Оксану Вечер в проекте «Просто программа»?


— Руководством канала мне было предложено ее вести. Я согласился. Проконсультировался с Анатолием Вечером, режиссером, который делал с Оксаной этот проект: какие находки они рекомендуют оставить, что считают нужным поменять?.. Коллегиально приняли решение оставить прежним оформление программы, но наполнение будет другим. Это естественно. Мой любимый жанр — это портретное интервью, для меня, как и для многих нормальных людей, разговор с умным человеком — это всегда вдохновение. Мне нравится слушать, как и что человек говорит, прислушиваться к интонациям его голоса, следить за мимикой, наблюдать, как рождаются мысли, как человек пытается сделать себя немножечко лучше...


— С кем вы уже успели записать «Просто программу»?


— Четыре программы уже записаны, и я немножко облегченно вздохнул, мне кажется, удалось нащупать правильный путь, интонацию проекта. Не могу сказать, что я сильно волновался и переживал во время записей первых выпусков, — эти чувства уже осели во мне. Я поговорил с актрисой Купаловского театра Тамарой Мироновой, певицей Инной Афанасьевой, искусствоведом Олегом Ойстрахом, с крупнейшим нашим композитором Андреем Мдивани.


— С Инной Афанасьевой у вас было так много бесед, неужели что–то новое удалось услышать от нее во время последней записи?


— Инна откровенная по–умному, я не устаю этим любоваться. Знаете, многие известные люди, достигшие вершин, часто пытаются забыть свое прошлое, придумывают себе новую биографию... Инна — другая, в ней нет ничего наносного.


— Ваши интервью помогали кому–нибудь в жизни?


— Я никогда не думал об этом... Были, конечно, и приятные моменты в моей творческой биографии. Самый памятный — это когда на 60–летие освобождения Беларуси нам с режиссером Лилией Грязновой в срочном порядке поручили сделать программу из двух серий «У каждого была своя война». И вот я вспоминаю, как после интервью одна женщина, блокадница Ленинграда, подошла ко мне и при всех поцеловала руку. Я ей сказал только одно: «Это я вам должен целовать руки, а не вы мне». Но после этого случая меня еще несколько дней трясло: настолько сильные эмоции заставила пережить меня та женщина.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter