Перечислить все программы, где роль первой скрипки выпадала на душу ведущего Александра Домарацкого, невозможно. Александр Николаевич в профессии тележурналиста больше трех с половиной десятилетий, и только за последние 10 лет он сделал 7 авторских телепередач. Естественно, при таком раскладе и солидном стаже у Домарацкого на телевидении не осталось соперников, зато есть ученики — пригласите в гости любого телеведущего, и он с порога вам с гордостью заявит: «Я учился у Александра Домарацкого». Всем известно, из каждой «говорящей головы», даже самой скованной, Александр Николаевич способен сделать телепортрет, рвущий душу. Жанр интервью у него — излюбленный.
В новом сезоне на телеканале «ЛАД» Домарацкий будет вести «Просто программу», а значит, у нас будет чистое, почти неприличное счастье смотреть и слушать, как течет его беседа.
— Александр Николаевич, здравствуйте!
— Честно говоря, я несколько даже смущен вашим вступлением, потому что конкретно профессии тележурналиста я никого не обучал. Хотя, действительно, в «сыновья» и «дочери» ко мне записывались многие, даже самые известные телеведущие, и мне было всегда приятно услышать от них: «Вы — мой учитель». Очевидно, учитель — это не тот, кто тебе рассказывает на пальцах, что можно делать, чего нельзя... А тот, кого ты сам себе выбираешь в наставники и стараешься следовать его примеру.
— Можно научить человека стать телеведущим?
— Вы знаете, нет. Я человек консервативный и по–прежнему считаю телевидение сферой творческой, которая не предполагает системной учебы. Наверное, у тех, кто приходит работать на телевидение, должны быть, во–первых, предрасположенность к творчеству, во–вторых, любовь к своему делу. Только на этих основах вырастает талант, укрепляются способности и рождается сама профессия. Я знаю очень многих людей, которые приходят к нам не из сферы искусства, и неожиданно творческая профессия им поддается, они становятся очень хорошими тележурналистами. И наоборот, знаю многих отличников журфака, которые, к сожалению, так и не смогли стать настоящими профессионалами.
— А почему вы считаете свои взгляды консервативными?
— Иногда читаю интервью с известными теледеятелями, где встречаются фразы, которые меня лично коробят: «Телевидение — это сфера потребления, развлечения...», «Мы выпускаем продукт...» Нет, не могу я согласиться с тем, что телеэфир — это «продукт». Впрочем, мои взгляды, принципы и вкусы сформировались давно, например, до сих пор умею порадоваться за коллегу, что тоже в последнее время стало у нас нетрадиционным... Но есть и то в сегодняшней нашей профессии, что я совсем не принимаю.
— Что, например?
— На мой вкус, сегодня много раздеваются в кадре, много едят, пошло и плоско шутят... Много криминала, причем на всех каналах — потоком. Если смотреть на мир глазами телезрителя — он, мир, представляется ужасным. Очень часто в погоне за рейтингом телевидение играет на самых низменных инстинктах человеческого духа и характера.
— Я этим мифическим рейтингам не доверяю.
— Расскажу вам один эпизод из своей практики. Однажды молодой руководитель мне сказал: «Ну что такое ваша передача «Свет далекой звезды»? У нее низкий рейтинг, всего один миллион человек смотрит». Я ему ответил тогда: «Зато какой миллион!..» Руководитель тот уже у нас не работает. Но это так, к слову.
— Как получилось, что вы сменили Оксану Вечер в проекте «Просто программа»?
— Руководством канала мне было предложено ее вести. Я согласился. Проконсультировался с Анатолием Вечером, режиссером, который делал с Оксаной этот проект: какие находки они рекомендуют оставить, что считают нужным поменять?.. Коллегиально приняли решение оставить прежним оформление программы, но наполнение будет другим. Это естественно. Мой любимый жанр — это портретное интервью, для меня, как и для многих нормальных людей, разговор с умным человеком — это всегда вдохновение. Мне нравится слушать, как и что человек говорит, прислушиваться к интонациям его голоса, следить за мимикой, наблюдать, как рождаются мысли, как человек пытается сделать себя немножечко лучше...
— С кем вы уже успели записать «Просто программу»?
— Четыре программы уже записаны, и я немножко облегченно вздохнул, мне кажется, удалось нащупать правильный путь, интонацию проекта. Не могу сказать, что я сильно волновался и переживал во время записей первых выпусков, — эти чувства уже осели во мне. Я поговорил с актрисой Купаловского театра Тамарой Мироновой, певицей Инной Афанасьевой, искусствоведом Олегом Ойстрахом, с крупнейшим нашим композитором Андреем Мдивани.
— С Инной Афанасьевой у вас было так много бесед, неужели что–то новое удалось услышать от нее во время последней записи?
— Инна откровенная по–умному, я не устаю этим любоваться. Знаете, многие известные люди, достигшие вершин, часто пытаются забыть свое прошлое, придумывают себе новую биографию... Инна — другая, в ней нет ничего наносного.
— Ваши интервью помогали кому–нибудь в жизни?
— Я никогда не думал об этом... Были, конечно, и приятные моменты в моей творческой биографии. Самый памятный — это когда на 60–летие освобождения Беларуси нам с режиссером Лилией Грязновой в срочном порядке поручили сделать программу из двух серий «У каждого была своя война». И вот я вспоминаю, как после интервью одна женщина, блокадница Ленинграда, подошла ко мне и при всех поцеловала руку. Я ей сказал только одно: «Это я вам должен целовать руки, а не вы мне». Но после этого случая меня еще несколько дней трясло: настолько сильные эмоции заставила пережить меня та женщина.