Мнение экспертов: специальности будущего должны иметь компоненты междисциплинарности

Профессии завтрашнего дня

Выбор профессии, пожалуй, одно из самых важных решений в жизни. Как не ошибиться и выбрать направление, которое будет актуально через десять—двадцать лет? Стоит ли останавливаться на новых специальностях, которые только презентуют учебные заведения, или лучше сосредоточиться на традиционных? Вступительная кампания не за горами, и эти вопросы тревожат как учеников выпускных классов, так и их родителей. 

Каждый вуз стремится ежегодно открывать по 2—3 новые специальности.

Мировой рынок образовательных услуг стремится не только соответствовать процессам, происходящим на рынке труда, но и принимать вызовы времени. Чтобы быть на одной волне с абитуриентами, многие университеты открывают совершенно новые специальности. Иной раз это больше похоже на маркетинговый ход, чем на серьезный подход. Как пример — факультет тик-тока, который с помпой открыли за рубежом. Но что думают наши эксперты о трендах в образовании? 

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования, уверен, что можно придумать любое модное название и пригласить молодых людей на обучение. Спрос на трендовую специальность будет высок, хотя за этим названием ничего не стоит. Когда пройдет четыре года, окажется, что выпускников некуда трудоустраивать — у работодателей нет таких вакансий. При формировании любой новой специальности надо задавать себе вопрос, получим ли специалистов, которые будут востребованы.

— Давайте внесем ясность, — предлагает Сергей Касперович. — Новая — это та специальность, которая впервые запроектирована, внесена в классификатор специальностей и квалификаций. По ней, как правило, начинает подготовку одно учреждение. Через год-два-три подтягиваются другие. Если говорить о принципиально новых направлениях, запуск которых в Беларуси осуществляется впервые, то их небольшое количество. Такая специальность открывается, когда за ней стоит новое содержание, как минимум на 60 процентов отличающееся от всех тех специальностей, по которым уже ведется подготовка.

При этом каждый вуз стремится ежегодно презентовать по две-три специальности, но они не новые для страны. По ним где-то ведется подготовка.

Константин Козадаев, проректор по учебной работе и интернационализации образования Белорусского государственного университета, тоже придерживается того мнения, что нельзя отвергать существующие наработки и идти на модные названия, на броские слова. Хотя некоторые университеты вынуждены становиться на этот путь как в нашей стране, так и за рубежом. Рынок образовательных услуг диктует свои условия. И они достаточно жесткие, обращает внимание Константин Козадаев:

— Университет отказался от ряда специальностей, к которым наблюдался устойчивый спад интереса у абитуриентов. Открываются новые поля, за которыми мы видим будущее. Междисциплинарность — основополагающий концепт при разработке новых специальностей. Сегодня серьезные деньги, успешные прорывы делаются не в чистой науке, а на стыке направлений технических, гуманитарных… Специальности будущего обязаны иметь компоненты междисциплинарности.

В обществе существует стереотип: старые специальности не видоизменяются. Сергей Касперович убеждает в ошибочности такого восприятия: 

— Может создаться ощущение, что, запроектировав когда-то и открыв специальность, осуществляя подготовку по ней пять—десять лет, ничего не меняется, готовятся кадры вчерашнего дня. Абсолютно неверный посыл. Одна и та же специальность даже за один год претерпевает изменения. Набор предшествующего года и последующего может столкнуться с совершенно разным содержанием образования. Для этого не обязательно менять учебный план, образовательный стандарт. Достаточно вносить изменения в содержание отдельных учебных дисциплин. И мы уже готовим специалиста, соответствующего будущим потребностям экономики.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter