Примерить роль студента
Наиболее активно в работу с инженерными классами включился Белорусско‑Российский университет. Могилевский вуз взял под свое крыло 230 ребят. В своих школах парни и девушки на повышенном уровне изучают физику, математику, географию и другие профильные предметы, а по субботам в университете посещают факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».Машиностроение, электроэнергетика, строительство, 3D‑моделирование, робототехника — на занятиях дети знакомятся с различными областями знаний, а преподаватели БРУ и лаборатории учебного заведения, оснащенные самым современным оборудованием, им в этом помогают.
Анна Васеничева проводит занятие.
— Учителям‑предметникам сложно преподавать технические дисциплины. Поэтому после объявления о том, что будут создаваться инженерные классы, школы обратились к нам за помощью. Вуз заключил договоры о сотрудничестве с шестью школами Могилева и разработал план факультативных занятий, — рассказывает начальник отдела по профориентационной и информационной работе Белорусско‑Российского университета Виктория Юркова. — У нас все по‑взрослому. Вместо уроков — пары, чтобы дети привыкали к расписанию университета. Работа организована по блокам, лекции читают одни и те же преподаватели, но в разное время для разных школ. Группы небольшие, можно сказать индивидуальная работа.
Каждая школа закреплена за определенной кафедрой, чтобы в конце учебного года сделать итоговый проект. Этим ребята сейчас и занимаются. Егор Гудок в компьютерной программе воссоздает деталь для одной из машин:
Егор Гудок.
— В инженерный класс записался потому, что мой брат учится в БРУ на первом курсе. Будет проектировать дороги. Тоже планирую поступать сюда, очень интересно побывать в университете, увидеть корпуса, аудитории и лаборатории изнутри. Примерить на себя роль студента.Удивительно, но в группах девчонок занимается не меньше, чем парней. В современных реалиях инженер точно не сугубо мужская профессия, уверена Полина Куприянова:
Полина Куприянова и Михаил Подлужный.
— Помимо строителей и дорожников есть как минимум дизайнеры и проектировщики, что подразумевает работу с чертежами и компьютером. Мой папа — индивидуальный предприниматель, строит дома, тяга к точным наукам передалась и мне. Собираюсь поступать на профессию с физико‑математическим уклоном, делаю упор на эти предметы. Мне очень нравятся наши субботние занятия в вузе. Узнала много нового о различных профессиях, про отдельные вообще никогда не слышала. Мы посетили несколько производств, изучали электродвигатели и геодезические приборы, попробовали себя в 3D‑проектировании — сегодня разрабатываем дорожный знак.
Классная выгода
Школьники сделали своеобразный скачок во времени, ведь студенты подобным занимаются на первом и четвертом курсах, уточняет старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» Елена Шаройкина:— Занятия проходят максимально продуктивно, поскольку в инженерные классы записались мотивированные дети. Они все хотят потрогать, покрутить, задают много вопросов. Мы тоже заинтересованы в этом сотрудничестве. Видим ребят, которые с большой долей вероятности придут к нам учиться. Первокурсники зачастую несколько напуганы: новый коллектив, новые дисциплины. Эти же ребята будут увереннее в себе, поскольку еще в инженерных классах познакомятся с инфраструктурой вуза, преподавателями, предметами.Артем Маслов.
В инженерных классах будут заниматься учащиеся 10 — 11‑х классов. По окончании школы в их аттестате появится соответствующая запись, которая дает право поступления без вступительных испытаний на технические специальности. При этом оценка за предметы вступительных испытаний не должна быть ниже восьмерки, а по остальным предметам — ниже семерки.
Поскольку инженерные классы только появились и в них занимаются десятиклассники, в этом году льготами еще никто не воспользуется. Но перспектива отличная, считает Никита Смоляков из средней школы № 40 Могилева:
Никита Смоляков и Кирилл Полетаев.
— Появляется подушка безопасности, меньше стресса при поступлении. Я учусь в десятом классе, время определиться с будущей профессией есть. Мне ближе всего проектирование. Высчитываешь, высматриваешь, ищешь правильный угол — мозг работает. В инженерном классе эта работа вышла на новый уровень. В интернете, конечно, можно найти практически все, но без грамотного проводника самостоятельно тяжело. В БРУ преподаватели отлично объясняют, каждый из них спец в своей узкой теме.
КСТАТИ
В Могилеве и районах области организовано три класса и 25 групп инженерной направленности. Ребят из региона несколько раз в год приглашают на практические занятия и стараются по максимуму что‑то им показать: роботов, электродвигатели, новые виды сварки.
soloveva@sb.by