Моноколесо, гироскутер и электросамокат. С каждым годом этих персональных компактных средств передвижения на улицах наших городов все больше. А значит, очень скоро остро станет вопрос об их участии в дорожном движении. Ведь если призадуматься, под категорию транспорта они не попадают, но и для пешеходов, к которым их, кстати, и предлагают приравнять, создают ненужные проблемы. Как вписать в городскую инфраструктуру эти пока еще не совсем привычные для нас средства передвижения? Ответ на этот вопрос вместе со специалистами искала корреспондент «Р».
Персональный электротранспорт в любом его виде удобен и мобилен.
Встал и поехал
Валентин Овсейчук каждое утро встает на одно колесо. Точнее, на моноколесо. На этом компактном транспорте уже три года гоняет на работу, на отдых и на встречи с друзьями. Хотя «гоняет» — это я преувеличила. Валентин — законопослушный пешеход (к пешеходу его планируют приравнять в новых ПДД). Скорость не превышает (хотя конструктивно моноколесо может ехать от 25 до 50 километров в час, в зависимости от модели). На пешеходных переходах спешивается. Или очень медленно их переезжает.
Самый оптимальный вариант для моноколеса — велодорожка.
— Желательно при этом размахивать руками или имитировать ходьбу, — улыбается Валентин. — Чтобы не сбивать водителя с толку — вроде человек статичен, а вроде переходит дорогу.
Владелец моноколеса до работы добирается по велодорожке. На проезжую часть не выезжает. Во-первых, нет необходимости. Во-вторых, беспокоится не столько за себя, сколько за автомобилистов.
— Если колесо торцом педали соприкоснется с бордюром, человека с него может выбросить в любую сторону. И траекторию падения очень сложно предугадать, — уточняет Валентин. — Также ездок может упасть и из-за нехватки мощности колеса. Ведь оно удерживает вес взрослого человека. Если мощности недостаточно, колесо может отключиться. То есть чем мощнее устройство, тем оно безопаснее и для его владельца, и для пешехода, и для автомобилиста.
О громких и тяжелых авариях с участием моноколеса Валентин Овсейчук не вспомнил. Хотя, как говорится, в теме. Он — представитель Белорусского сообщества любителей персонального электротранспорта «Экола». Опыт вождения подобного автотранспорта у мужчины есть — некоторое время ездил на электросамокате. До этого и вовсе передвигался на обычном велосипеде.
Опытом он регулярно делится с единомышленниками — только в Минске насчитывается около сотни активных моноколесников. Это удобно, не экстремально и персонально, утверждают любители индивидуального электротранспорта. И все чаще пересаживаются на гироскутеры, сегвеи и электросамокаты.
И чем больше владельцев такого транспорта, тем больше возникает вопросов. Где можно на нем ездить: по тротуарам, велодорожкам или проезжей части? Может ли владелец электросамоката, например, стать полноценным участником дорожного движения? Успевает ли законодательство за развитием современных технологий?
Гироскутер велосипеду не помеха
Оказывается, очень даже успевает. О владельцах средств персональной мобильности позаботились. Их могут отправить на конструктивно выделенную велосипедную дорожку. Либо на тротуар, если такой дорожки нет. Главное, чтобы они не создавали препятствий для пешеходов. О планируемых изменениях в правилах дорожного движения рассказал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МОБ МВД Александр Занимон.Окончательно сформировать определение категории таких транспортных средств и приспособлений и должно помочь общественное обсуждение поправок в ПДД. А специалисты советуют тщательно подходить к приобретению подобных устройств, исходя из того, как собираются их использовать. Чтобы не сложилась ситуация, что производитель позиционирует средство передвижения как велосипед, а согласно Правилам дорожного движения это окажется мопед. В этом случае требования к водителю могут быть совсем иные: водительское удостоверение, обязательное наличие шлема и прочее. К слову, изменения в ПДД коснутся и велосипедистов. Для организации их движения предлагается ввести новые дорожные знаки, а в ряде случаев будет расширяться возможность их движения по проезжей части.
Да, ПДД, несомненно, важны. Но без соответствующей инфраструктуры все равно не обойтись. Для пользователей персональных средств передвижения нужно искать место в городе. Либо вплетать его в существующую инфраструктуру, либо строить новую. В этом уверен председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Главное — обеспечить процесс безопасного движения, пока проблема эта еще неактуальна.
А КАК У НИХ
Электросамокаты официально допущены на улицы немецких городов, пишут журналисты DW (Deutsche Welle). Такое решение 17 мая принял бундесрат. В Предписании о малых электрических транспортных средствах вводится ряд ограничений. Так, на электросамокатах нельзя будет ездить по тротуарам и в пешеходных зонах. На них можно двигаться только по велосипедным дорожкам. Там, где нет специальных велосипедных дорожек, можно будет передвигаться по проезжей части автомобильных дорог. Самокаты запрещено использовать людям до 14 лет. Лицам, передвигающимся на этих транспортных средствах, развивающих скорость до 20 километров в час, не нужны водительские права. Не нужны и шлемы, но должна быть обязательно страховка гражданской ответственности.
Предписание бундесрата будет направлено в правительство ФРГ, которое в июне должно принять окончательное решение о новом транспортном средстве. Как говорится в сообщении федерального министерства транспорта, предписание учитывает интересы всех участников дорожного движения. Кстати, немецкие эксперты в области мобильности отводят электросамокатам важную роль в будущих транспортных концепциях, особенно если их можно будет брать с собой в трамваи и поезда, например, в сложенном виде.
misnik@sb.by