Врачи, писатели и летчики
Агрогородок Болотня находится на севере Рогачевского района. Еще чуть-чуть – и Могилевская область. На пороге двухэтажного здания местной школы нас встречает директор Лариса Степченко:– Наша школа небольшая: всего 47 ребят пришли 1 сентября. Но, несмотря на скромный размах, качество образования на высоте. Хватает победителей районных и областных предметных олимпиад, а в этом году одна из выпускниц набрала 92 балла на ЦТ по белорусскому.
И это не удивительно: все предметы преподаются на «мове». За 80 лет своей истории Болотнянская школа выпустила немало будущих врачей, писателей и даже летчиков!
– И, конечно, очень многие становятся учителями, – замечает директор. – Шестеро наших педагогов когда-то сами здесь учились, а из 11 выпускников этого года шесть поступили на педагогические специальности. Коллектив у нас разновозрастной, но молодежи хватает. Стараемся поддерживать материально тех, кто ездит из других населенных пунктов, и тех молодых специалистов, которые снимают жилье в самой Болотне.
Молодой специалист Александр Михеенко встречает нас в своем кабинете, в котором понемногу обживается: вот яркие карты уже заняли почетное место на стенах. Родом Александр Юрьевич (к такой форме обращения он пока еще не привык) из расположенного неподалеку агрогородка Довск, там же окончил школу, а затем отправился за высшим образованием в Могилевский государственный университет.
– Все спрашивают: «Почему не в Гомель? В ГГУ имени Скорины есть же истфак». Но я о своем выборе не жалею. До Могилева расстояние приблизительно такое же, преподавательский состав прекрасный. С нами общались всегда на равных и только укрепляли интерес к истории.
Прямиком в 1979-й
А у Александра Михеенко любовь к предмету зародилась с первых школьных уроков истории:– Пожалуй, это заслуга нашего учителя Ивана Юрьевича Могилы. Он не просто дал много знаний и подготовил к поступлению, он заинтересовывал и воодушевлял!
Тогда вместо детских книг появились биографии исторических личностей, вместо мультиков – фильмы про войну, и школьник просто заболел предметом:
– С каждым днем учебы все больше и больше убеждался, что не прогадал. Помню, на первом курсе у нас была полевая практика – участвовали в археологических раскопках возле деревни Васьковичи Славгородского района. Раскапывали захоронение дружинника на месте битвы. И в какой-то момент однокурсник находит что-то металлическое и круглое. Засомневались: мусор или нечто ценное? Отнесли преподавателям, те пришли в восторг. Оказалось, что это дирхем – арабская монета, ей около тысячи лет! Представляете, какую ценность мы держали в руках! Вещь, которую сделали много веков назад. Это безумно замотивировало копать дальше, мы до конца практики тоннами землю перебирали.
Интересны Александру Михеенко все исторические периоды, но особое внимание обращает на новое и новейшее время:
– Любопытно сравнивать современные перемены с событиями вековой – полуторавековой давности, находить параллели.
Предлагаю пофантазировать:
– Если бы машина времени существовала, куда бы вы хотели перенестись?
Александр Юрьевич отвечает почти мгновенно:
– В 1979 год. Мне нравится тема войны в Афганистане. Хотелось разобраться в причинах этого конфликта, узнать предысторию, понять, почему было принято решение ввести туда войска. Тем более у нас в районе много участников той войны, с некоторыми общался. И еще один вариант – 1914-й, канун Первой мировой войны. Не отказался бы понаблюдать за цепочкой событий, глубже понять подоплеку. Но только понаблюдать, не исправлять – такую ответственность на себя не взял бы.
Против скуки – бег и походы
А если говорить об исторических личностях, то познакомиться историк не отказался бы с Александром Македонским.– Если честно, читать про него начал, потому что он мой тезка. Но потом воодушевился его личностью и многочисленными победами. Люблю добывать интересные факты про него. Представьте, он знал всех солдат своего войска в лицо! Меня всегда это поражало, и, когда я пришел на первый курс университета, сразу постарался запомнить всех однокурсников.
Ближайшая задача молодого педагога – как можно быстрее запомнить в лицо всех своих учеников и увлечь их историей. По распределению в сельскую школу он поехал осознанно. Более того, сделал все, чтобы вернуться в родной район: узнав о желании молодого специалиста, рогачевский отдел образования обратился с ходатайством в университет.
– Здесь все знакомо и близко, да и во многом сельская школа по сравнению с городской лидирует. Я успел понять это во время двух практик в Могилеве. У нас классы меньше, подход к каждому ученику найти проще, легче увлечь, понять, что кому интересно. Больше внимания можно уделить ребятам, да и что скрывать, всех успеешь опросить. К тому же городские школы – это улей, а я человек спокойный, для меня здешняя обстановка комфортнее. Что касается материальных вопросов, то выплачивают подъемные, есть доплаты за сельскую местность – в этом плане государство нас не обижает.
Молодому специалисту нашли съемное жилье: комнату в доме, в котором живут еще двое коллег, с газовым отоплением и бытовой техникой. Осталось подумать о досуге:
– Говорят, в деревне скучно? Мне – нет! Я найду, чем себя развлечь, если останется свободное от подготовки к урокам время. С детства занимаюсь спортом, стараюсь поддерживать себя в форме, а для бега хватит ровной дороги. К тому же в школе нам привили любовь к походам, мы еще класса с седьмого легко преодолевали не меньше 15 километров, ставили палатки, учились вязать узлы.
Коллеги молодого специалиста приняли хорошо, да так, что начали волноваться: а не заберут ли нового историка тут же в армию. А вот Александр Михеенко к службе относится более чем положительно:
– Я даже планировал остаться служить по контракту, если понравится. Но пока надо думать о том, чтобы стать хорошим учителем. Хочу кого-нибудь увлечь историей, как когда-то увлекли меня.
valchenko@sb.by