Полет над городом
В 1914 году Шагал вернулся в Витебск из Парижа и начал писать свою знаменитую картину “Влюбленные над городом”. Три года он не видел свою возлюбленную Беллу. Они переписывались, но расстояние и время сказались — роман как будто начал затухать. При встрече чувство между влюбленными вспыхнуло с новой силой. 27-летний художник и красавица из состоятельной витебской семьи становятся мужем и женой.
Сразу после свадьбы у Шагала появляется целая серия работ о любви. В 1916 году он выставляет свой триптих “Жене” и другие произведения в Петрограде. Критики в восторге. Все работы художника просто излучали влюбленность. Мир узнал о Белле. Она оставалась его музой до конца их совместной жизни (Белла умерла в 1944 году.) Он писал ее портреты и всегда прислушивался к ее мнению. В автобиографической книге “Моя жизнь” Шагал писал, что, когда он впервые увидел Беллу, едва ли не с первых минут понял, что это его будущая жена. У богатой невесты было много женихов. Но она всем отказывала, чем очень огорчала своих родителей. С Марком у них была любовь с первого взгляда. Белла покорила Шагала своим талантом чувствовать настоящее искусство. Что было очень важно для художника любви.
— “Влюбленных над городом” Шагал писал четыре года, — рассказывает директор Арт-центра Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая. — Сегодня эта картина принадлежит Третьяковской галерее и практически постоянно экспонируется за рубежом. Она входит в число тех культовых шагаловских картин, которые относятся к витебскому периоду творчества художника и пользуются наибольшей популярностью.
Искушение Евы
В мастерской витебского художника Викентия Ральцевича говорим о загадке, которую таит в себе чувство любви. Со всех сторон на нас смотрят его творенья, воспевающие это величайшее земное и небесное чудо. Последние годы зрелый художник, ранее больше вдохновляемый красотой женского тела, полюбил бродить в окрестностях Витебска в поисках утонченного природного материала. Из старых разветвленных корней он создает произведения искусства о любви, которые называет просто — “корявками”. “Искушение Евы”, “Любовь хладнокровных”, “Пан и Нимфа”. Его женщина — идущая из глубины деревьев обнаженная красавица с закрытыми глазами. Она — как “вещь в себе”. Мы никогда не угадаем ее тайну. Но на пути пленяющей красавицы — оголенные пни, пустота. Он назвал ее Кикиморой. По-моему, эта картина о той реальной влюбленности художника, которую он пережил в своей жизни много лет назад.
Викентий Ральцевич был влюблен всего один раз в жизни. Ему было 36. Она — юное существо, безрассудная... Один ее запах сводил художника с ума...
— Настоящее искусство обязано вызывать разные чувства у человека, — говорит Викентий Иванович. — С наибольшей полнотой к пониманию любви отнеслись древние греки. Они одинаково почтительно воспринимали Эрос (плотскую любовь) и Агапэ (божескую любовь). Эротическая любовь — наш природный инстинкт, присущий всему живому, позволяющий нам продлить жизнь рода из поколения в поколение.
Избыток любви сублимируется в искусство. Но цивилизация придумала свои законы, закрепощающие любовь в определенные рамки. По Ральцевичу, любовь противоречит разуму. Но без нее нет жизни.
Доверяю тебе
Витебчанка Ирина Царик принесла на конкурс работу своей одиннадцатилетней дочери Марины “Эта загадочная любовь”. Девочка нарисовала влюбленных, сидящих спиной друг другу на островке в виде сердца... Создавая рисунок, Марина много думала о композиции. Но даже не догадывалась, что именно так сидящие люди негласно демонстрируют миру, насколько они доверяют друг другу. Это вывод психологов. Любовь всегда держится на доверии.
У Ани Кузьминой, ровесницы Марины, рисунок-мечта: “Любите, девочки, простых романтиков”. Студент художественно-графического факультета Витебского госуниверситета Вячеслав Шайнуров представил на конкурс две работы: “Первый снег. Ссора” и “Ночная орхидея”.
— Свою любовь я пока не встретил, хотя два раза влюблялся, — признался Слава. - Убежден: на творчество всегда влияет то, с чем сталкиваешься в жизни. Любовь — многогранна. Этому меня учат мои родители. Загадка любви в том, что ее нельзя измерить или пощупать. В то же время это конкретное чувство.
А вот девятилетняя Маша Андреева изобразила целый город влюбленных. Конечно же, это город Шагала. Это Витебск, где все рисуют любовь.
Картина Марка Шагала “Влюбленные над городом”. Они все еще летают над Витебском