Специалисты исследовательского центра экспертизы пожаров Санкт–Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России назвали точную причину пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово. Виной всему короткое замыкание электропроводки над детской игровой комнатой.
После этой трагедии СМИ публиковали всевозможную информацию, касающуюся выживания во время техногенных и стихийных катастроф. Вспомнили и о базовых советах по действиям во время пожара, которые до этого момента пылились где–то в сторонке. Среди них нашлось место даже профилактической рекомендации: приучайте детей к игре, в которой нужно быстро найти выход из помещения. Это натолкнуло меня на неожиданную мысль. Подготовиться к стрессовой, внештатной ситуации, такой, например, как пожар, можно при помощи... квестов. Речь идет не о виде компьютерных или литературных развлечений, а о вполне реальных играх в помещениях. В них создана атмосфера, соответствующая сценарию, могут быть задействованы актеры. Требуется в чем–то разобраться, отгадывая загадки, или просто любыми способами найти выход и «спасти свою жизнь».
Я не рекламирую эту и без того популярную забаву. Сам недавно критиковал такие увлечения. Мол, поход на особо экстремальные из них может обернуться путевкой в больницу. Но перед отдельными организаторами вынужден снять шляпу: если все правила безопасности соблюдаются, то от развлечения масса практической пользы. Ее я открыл для себя во время приключений на некоторых из квестов. Они как раз относились к наиболее экстремальному жанру — хоррор–перформансу. Объясню все на примерах.
Согласно легенде первой игры действия разворачивались в заброшенной психиатрической больнице. Обстановка и декорации были соответствующими: облупленные стены, полутьма, поломанные предметы и мебель, мигающие лампочки. Для создания напряженности усердно крутили зловещее звуковое и музыкальное сопровождение. Во время одного из этапов наша группа находилась в коридоре, нужно было найти выход, но сначала — ключ. Для усложнения задачи нас пугали актерами–чудищами и «травили» дымом, по ощущениям, от горевшей бумаги. Похожие задания, обстановка способствовали тому, что можно было и забыть, что все это происходит понарошку. Найти спасительный выход за ограниченное время в таких условиях, согласитесь, непросто. Для этого приходилось искать тайники с различными подсказками, а потом думать, как ими воспользоваться. Скажем, в одной из комнат нужно было догадаться лампой, которая оказалась ультрафиолетовой, посветить на стену. Тогда там проявились скрытые надписи, содержащие необходимые сведения. Во время другого перформанса необходимо было выбраться из камеры, куда меня заключили жуткие мутанты. Я разобрал вход в вентиляционную шахту и прополз по ней с десяток метров...
Как видите, способы решения задач весьма разнообразны. Вполне возможно, что некоторые в каких–то реальных ситуациях тоже бы выручили. В темных помещениях приходится реагировать на малейшее движение, прислушиваться к каждому шороху. И вне игры эта привычка сохраняется. Бывает, настолько привыкнешь быть осторожным, что, покидая квест–комнату, идя по улице, не понимаешь: почему тут все так просто? Где опасность? Квесты можно использовать и для борьбы со своими страхами. Например, боится человек оказаться в горящем здании — он может поискать игру на эту тему. Кстати, в России есть такая, в которой предлагается побывать в роли пожарного. Возможно, есть примеры квестов, где нужно спастись из огня. По крайней мере, слышал, что в одной игре людям нужно было выбраться из горящего автомобиля.
Думаю, квесты можно использовать не только в качестве развлечения, но и как своеобразную прививку от паники во время неприятностей. Причем не только при пожарах. Подобные развлечения в какой–то степени помогут подготовиться и к другим передрягам. Допустим, если кто–то боится резких звуков, замкнутого пространства и темноты, то взрывы петард, нападения монстров, путешествие по вентиляции помогут ему адаптироваться к этим страхам.
zhur@sb.by
Квесты могут быть своеобразной прививкой от паники во время ЧП
Прививка от паники
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.